Необычная экскурсия: как разглядывали знаменитую мозаику римляне

Ученые заново прочли легендарную мозаику с Александром Великим

Ученые заново прочли легендарную мозаику с Александром Великим

Пятна износа на одной из самых знаменитых античных мозаик позволили исследователям реконструировать то, каким образом древние римляне рассматривали это произведение мирового искусства.

Обнаруженная в 1831 году в ходе раскопок в погребенных под слоем вулканического пепла Помпеях, «александровская мозаика» (в настоящее время находится в Национальном археологическом музее в Неаполе) – самый известный образец ранней цветной мозаики.

Уникальная мозаика размерами 5,8 на 3 метра была создана около 100 года до Р.Х. из 4 миллионов маленьких мозаичных плиток (тессер).

Эта художественная работа украшала пол комнаты в Доме Фавна - одной из самых богатейших резиденций древних Помпей.

 

Крохотная мозаичная плитка использовалась в соответствии с правилами техники "opus vermiculatum" и изображает драматическую сцену сражения между Александром Великим и персидским царем Дарием III.

 

"Несмотря на то, что имеются некоторые разногласия относительно того, какую именно битву эта мозаика изображает (либо битву при Иссе в 333 г. до н.э. либо битву при Гавгамелах в 331 до н.э.), тем не менее мы много знаем об этой мозаике. Например, то, что она - копия знаменитой картины эллинистического времени, созданной около 300 г. до Р.Х.», - рассказал Discovery News Мартин Бекман из университета Западного Онтарио (Канада).

«Но еще меньше мы знаем о роле этой мозаики в качестве украшения пола в античном доме. В этой роли она имеет потенциал, являющий доказательства вкусов, интересов и желаний богатых римлян в конце Республики",- пояснил Бекман.

В своем исследовании, представленном на ежегодном совещании Американского археологического института, Бекман предложил по-новому посмотреть на некоторые крупные, полностью уничтоженные части легендарной мозаики.

Эти секторы знаменитого полотна в древности были заполнены раствором и в том же состоянии они оставались с тех пор, как были обнаружены в 19 веке.

Бекман идентифицировал несколько основных «заплат» мозаики. "Эти «замазки» главным образом показывают нам эту мозаику глазами самих римлян, и рассказывают нам, что интересовало в ней древнего зрителя. Заметим, что хотя Дарий и является наиболее выделяющейся фигурой в этой мозаике, римлян гораздо больше интересовал все-таки Александр», - отметил ученый.

«Они поражались, по-видимому, судьбой двух персов, сокрушенных под колесницей Дария, особенно тому из них, который показывает свое лицо, отраженное в щите, но невидимое для зрителя напрямую – эдакий своеобразный художественный трюк", - сказал он.

"Существует четкое доказательство нескольких древних реставраций этих поврежденных секторов. Самые последние реставрации ограничиваются заполнением пробелов раствором, в то время как при более древних ремонтах использовался тессер (мозаичная плитка)", - сказал Бекман.

По словам Бекмана, все эти реставрации рассказывают нам историю этого мозаичного полотна. Они показывают, что мозаика была повреждена в результате чрезмерного ее использования, причем чаще в одних и тех же местах.

"Со временем, даже осторожные наступания могли оторвать маленькие каменные тессеры от их непрочных креплений в растворе. По крайней мере, один раз делались попытки существенного ремонта, но очевидно уже к первому веку нашей эры, решили отказаться в пользу простых заплат простым раствором", - полагает Мартин Бекман.

Два верхних пятна износа позволили Бекману реконструировать теоретический "тур" мозаики. 

Когда гости входили в комнату, - мы может представить группу гостей во главе с хозяином, - экскурсия начинается с Дария и его персов.

Принимающий стоял выше лошади Дария (1), объясняя почему великий царь бежал и указывая на художественные новшества в нижней части мозаики.

Гостей могли группировать у «подножия» мозаики, показывая общую сцену, а затем просили перенести взгляды к фигурам двух обреченных персов (a - b).
 
Затем хозяин перемещался влево и останавливался в области выше пары из Александра и несчастного перса, которого он поражает копьем (2).

Гости шли прямо на мозаику и окружали образ македонского царя, стоя прямо на его теле (c ), делая это осторожно, чтобы не наступить на его голову или на его лошадь.

 

Гости устраивались полукругом, чтобы видеть хозяина мозаики, который в свою очередь также должен был видеть голову Александра со своей выгодной позиции над македонским царем.

Здесь гости оставались дольше всего и здесь же древняя экскурсия заканчивалась.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру