Глядя на картину, написанную в 1533 году, и не ожидая подвоха, человек видит двух богато одетых людей, облокотившихся на высокий стол, заставленный большим количеством предметов. Первоначально можно даже не обратить внимание на странное пятно в нижней части картины, однако если посмотреть на неё, подойдя вплотную справа, «пятно» приобретает форму черепа. После этого, не «узнать» данные очертания становится почти невозможно и стоя непосредственно перед картиной. Предполагается, что «замаскированный» череп олицетворяет собой знаменитую фразу «Memento mori» — «Помни о смерти».
Полотно Ганса Гольбейна Младшего представляет собой, быть может, самый знаменитый, но но не единственный случай применения художниками приёма под названием анаморфоз — создание форм, доступных для восприятия в задуманной автором форме лишь при условии оптического смещения. Анаморфоз изредка применяется не только в живописи, но и в кинематографе.
Оптические иллюзии часто привлекают внимание и вызывают активное обсуждение среди интернет-пользователей. Порой речь идёт о фотографиях, которые выглядят необычно по случайности — например, «поменявшиеся телами» мужчина и женщина, «исчезающие» ноги девушки на групповом снимке или нашумевшая фотография платья, цвет которого разные люди воспринимают по-разному. Впрочем, иногда захватить всеобщее внимание оказывается способна и иллюзия, которая, как и в случае с описанной выше картиной, была создана искусственно. В качестве примера можно привести изображение, на котором почти любой человек отчётливо видит красную клубнику, хотя ни одного красного пикселя на картинке нет.