Эксперт высказал версию причины аварии «Союза»: «Случайность, заложенная 20 лет назад»

По мнению главы Института космической политики, руководство «Роскосмоса» проводит все необходимые реформы

Причины аварии ракеты-носителя «Союз» - не ошибки в управлении руководства госкорпорации «Роскосмос». Так считают эксперты. Об этом рассказал «МК» руководитель Института космической политики Иван Моисеев.

По мнению главы Института космической политики, руководство «Роскосмоса» проводит все необходимые реформы

По словам Вице-премьера Правительства РФ Дмитрия Рогозина, ракета-носитель была подготовлена к старту с космодрома Байконур, а стартовала на космодроме Восточный, который начал работать совсем недавно. Он говорит, что это событие стало большим разочарованием, поскольку в руководстве космической отрасли были большие надежды, связанные с выходом России на так называемые безаварийные годы.

Эксперт Иван Моисеев, напротив, считает, что надежность ракет-носителей у нас среднемировая – не особенно низкая, но и не чрезвычайная.

«Если посмотреть на среднемировую статистику, то аварии чаще всего происходят с новой техникой, которая только испытывается. У нас же, наоборот, все аварии происходят с техникой, которая многократно и успешно летала. И авария, которая произошла с блоком «Фрегат» - он летал около сотни раз успешно, так что эта авария была случайной. Это исключение, некоторое совпадение по углам произошло, которое не было предусмотрено в алгоритме, разработанном в 1998 году, 20 лет назад.

Более того, в этот алгоритм по документации запрещено вмешиваться. Он летал нормально, а значит, его трогать нельзя было. Сейчас по углам видно, что произошла чистая случайность, заложенная 20 лет назад».

Кстати, мнение эксперта в данном случае полностью совпадает с выводами аварийной комиссии Роскосмоса.

Эксперт считает, что, если говорить об ошибках, то они, естественно, появились не сейчас, а впервые были обозначены еще десять лет назад. При этом именно Рогозиным, который всегда играл очень большую роль в дискуссиях о направлениях развития отечественной космонавтики.

Если говорить о других авариях, отмечает Моисеев, то, в первую очередь, наиболее болезненные аварии происходили с «Протоном».

«Они – самые большие и самые дорогие. Но частота их возникновения не так велика. «Протон» летает с 1965 года, и он должен иметь очень высокую надежность, например, ту, которую демонстрируют современные ракеты, которые не имеют аварий уже десятки лет. Снижение надежности связано с ошибками, которые заложены еще в стародавние времена», - говорит Моисеев.

Кроме того, изменились причины аварий – если раньше это был в первую очередь недопустимый производственный брак, то после введения необходимой дисциплины на отечественных предприятиях данная проблема была нивелирована. Это обстоятельство доказывает и данный запуск, где ракета и космодром сработали идеально, но все равно – состоялись авария и взрыв ракетоносителя в атмосфере.

– Когда аварии стали громкими и их заметило самое высокое начальство, началась реформа отрасли. Она может оказаться удачной, но результаты мы можем увидеть только через несколько лет. Ведь срок производства аппарата составляет 5-7 лет, соответственно и результаты реформы мы увидим не скоро.

Ситуация тяжелая, и в космонавтике было немало кризисов. Упущенное время требует и денег, и времени. Кроме того, требуются решения, выходящие за рамки деятельности госкорпорации «Роскосмос». Законов по космонавтике сегодня почти нет, а те, что есть, недостаточно качественны. У госкорпорации «Роскосмос» нет поставленных сверху задач, которые помогли бы сохранить наследство советских времен для населения, - говорит Иван Моисеев.

Добавим, что ещё и даже выделяемые на космос деньги постоянно сокращаются, при этом требования бесконечных проверок разных уровней и запросы на «амбициозные проекты» только растут.

«Соответственно, системные ошибки заключаются не в работе госкорпорации «Роскосмос» как таковой. Возможно, эта структура уже успела наделать какие-то собственные ошибки, но в силу маловременности ее существования они явно не смогли приобрести системного характера», - констатирует Моисеев.

Эксперт отмечает, что необходимо решать такие важные вопросы, как законодательное обеспечение космической деятельности, где и сегодня существуют серьезные пробелы, которые часто не позволяют ей эффективно работать, система целеуказаний сегодня вообще не сформулирована, «и из-за этого на регулярной основе возникает очень много проблем», - заключает Моисеев.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру