Лунный проект
Еще совсем недавно, в марте этого года, Дональд Трамп шокировал всех (думаю, и сотрудников NASA тоже) заявлением о форсировании лунной и марсианской программ, начиная с 2018 года. Впрочем, уже через месяц появилась и программа освоения Луны, которая предполагает пилотируемые полеты к нашему спутнику уже в начале 20-х годов. Принимать корабли Orion на лунной орбите должна окололунная посещаемая платформа под названием Deep Space Gateway («Ворота в дальний космос»). В принципе американцы не заявляли об обособленных исследованиях в рамках этой программы. Но и о возможности участия в ней России тоже ничего не говорили.
И вот — совместное заявление о сотрудничестве. В его рамках специалисты уже пришли к взаимопониманию по стандартам стыковочного узла будущей станции. Он будет создан на основе российских разработок, так же, как и стандарты систем жизнеобеспечения. Впоследствии на эти разработанные стандарты будут ориентироваться все страны, которые пожелают присоединиться к дуэту США—Россия на орбите Луны. Основные работы по созданию лунной станции начнутся в середине 20-х годов.
Комментирует член-корреспондент Российской академии космонавтики, член экспертного совета при Правительстве РФ Андрей ИОНИН:
— Кооперация в данном деле — это единственный путь для России развивать свою пилотируемую космонавтику. А в одиночку договариваться с США на фоне сложившей непростой политической ситуации, на мой взгляд, как минимум неосторожно. Помните, какую пламенную речь произнес совсем недавно глава американского Совета по космосу Майкл Пенс: «Мы должны сделать так, чтобы американский ботинок первым ступил на Марс!» Даже Нил Армстронг, который первым ступил на Луну, говорил об этом как о великом шаге всего человечества… На фоне такого национального эгоизма заявления о совестном развитии наших технологий на равных условиях сомнительны. Хотя я не исключаю возможности, что главы наших государств уже договорились о шагах сближения, которые должны положить конец враждебной риторике и в будущем привести к действительно позитивным сдвигам. Хотелось бы в это верить. Но даже при этом возникает еще один вопрос: откуда брать средства на дальний космос и поддержание работы МКС?
Как пояснили в Роскосмосе, речи о закрытии каких-то существующих проектов на фоне появления новых договоренностей не идет. Безусловно, участие в проекте DSG потребует дополнительного финансирования, но пока у руководства госкорпорации не будет четкого понимания о конфигурации его инфраструктуры, говорить об этом сотрудничестве детально преждевременно. У специалистов еще есть время, чтобы все обдумать. Предполагается, что каждая страна-участница будет привносить в проект уже разработанные ею, существующие технологии.
Наши на кораблях США
Еще одной громкой новостью с астронавтического конгресса стали слова сотрудника Роскосмоса, космонавта Сергея Крикалева о том, что наши космонавты готовятся к полетам на американских космических кораблях Dragon от SpaceX, Starliner от Boeing и Orion от Lockheed Martin: «После того как у американской стороны появятся собственные пилотируемые корабли, рассматривается возможность перекрестных полетов совместных экипажей как на российских, так и на американских кораблях».
На первый взгляд, нет ничего страшного в том, что выходцы из нашего Центра подготовки космонавтов станут летать на кораблях американского производства. По словам известного блогера — специалиста космической отрасли Виталия ЕГОРОВА (Зеленого Кота), «первый полет советского космонавта на американском корабле состоялся еще в 1975 году, и тогда же американцы впервые полетали в «Союзе». За всю программу «Мир» — Space Shuttle, а потом МКС на шаттлах слетало 20 россиян, причем четверо по два раза, а сам Крикалев — трижды. Какое-то время американцы держали паритет, но после свертывания программы Space Shuttle все участники МКС вынужденно пересели на российские «Союзы». Сейчас уже 39 американцев воспользовались услугами «Роскосмоса», пятеро — по два раза».
По словам Егорова, полеты наших покорителей космоса принесут больше пользы, обогатят наших опытом, знакомством с найденными технологическими решениями.