Опросив несколько десятков добровольцев, специалисты создали модель, имитирующую распространение информации и учитывающую те факторы, которые играли бы важную роль в реальности — в частности, что люди тем быстрее забывают и тем меньше значения придают информации, чем более безразлично они относятся к её источнику. Также система учитывает, были ли «звонки» одного участника цепочки другому экстренным.
Как выяснилось, первоначально та или иная информация распространяется через «сарафанное радио» очень медленно, однако по достижении определённой «критической массы» получивших эту информацию людей скорость её распространения быстро возрастает. Помимо этого, специалисты убедились в том, что шансы новости стать «вирусной» возрастают, если она сразу оказывается в распоряжении тех, кто горит желанием активно их распространять. Таких людей учёные выделили в группу под названием «организаторы». Также среди людей, участвующих в распространении информации, исследователи обозначили две других категории: «занятые», которые не слишком заботятся о том, пересказывать ли новость кому-то ещё, и «обычные люди» (таковые, по оценкам учёных, составляют 94 процента населения), которые с радостью рассказывают о том, что узнали, людям из своего ближайшего окружения и тратят на подобные разговоры больше времени, чем «организаторы», однако не стремятся донести информацию «до масс».
Принципы, по которым распространяется информация, учёные наглядно продемонстрировали в видеоролике.
По мнению специалистов, их модель позволяет не только понять, по какому принципу информация распространяется через сарафанное радио, но и как быстро это происходит. Полученные результаты учёные представили на страницах научного издания Journal of Computational Science.