Итак, геоход представляет собой машину цилиндрической формы, у которой, в отличие от существующих сейчас горно-проходческих машин, нет ни гусениц, ни распорно-шагающего механизма. Также, в отличие от них, он более мобилен: если стандартная техника способна двигаться только по прямой, геоход может двигаться по дуге с углом наклона в 25 градусов, то есть прорывать подземные ходы по примеру крота с приличной для проходческой машины скоростью: до 6 метров в час. К тому же детище томских разработчиков получилось гораздо легче предшественников, весящих до 150 тонн, примерно в шесть раз. Этого удалось добиться за счет применения современных композитных материалов и сплавов.
Однако основное новшество, которое и позволило уйти от массивных гусениц, по словам заведующего лабораторией подземной робототехники Института угля СО РАН профессор Владимира АКСЕНОВА, заключается в принципиально новом механизме ввинчивания в породу при помощи внешнего движителя. Он работает по принципу винта самолета или подводной лодки, которые перерабатывая воздушные и водяные массы, двигаются вперед. Точно также, ввинчиваясь в породу, отталкиваются от нее резцовые барабаны геохода. Есть у него и нечто подобие механических рук для отталкивания отработанной породы в сторону.
- Кому больше всего необходим геоход?
- Надеюсь, в будущем наш подземный робот заменит большинство видов проходческой техники. Эта машина необходима МЧС России для спасения людей из-под завалов. Если вы помните, при аварии на Чернобыльской АЭС, спасатели вручную разбирали рухнувший четвертый блок, чтобы пройти к аварийному реактору, а это требует огромных человеческих сил и сопряжено с большим риском для них.
- Как будет управляться геоход?
- Пока рассматриваем вариант дистанционного управления.
По сути вы изобрели машину, которая создает силу тяги, взаимодействуя с самой средой? Где еще в будущем она может быть использована?
Сейчас много говорится о создании лунной базы. Жилища на ней, скорей всего будут строиться в грунте для защиты первых лунных жителей от сильного космического облучения. К тому же понадобиться техника для добычи возможных полезных ископаемых. А теперь представьте, сколько для этого потребуется перебросить на Луну горно-проходческих машин весом в 150 тонн! Грузоподъемности самых супертяжелых ракет-носителей точно не хватит. А если мы предложим облегченный вариант — нашего подземного робота? К тому же можно было бы вовсю использовать наши геоходы и на земле, - для прокладки подземных коммуникаций и транспортных подземных магистралей.
- На каком этапе находится сейчас разработка?
- В Кемерово на местном ремонтно-механическом заводе мы проводим испытания в бетоне, - отрабатываем старт нашего робота.