Мир узнал об этом буквально на днях из сканированных страниц рабочей тетради Олега Георгиевича Газенко, одного из основоположников космической биологии и медицины. Дневник был выставлен среди экспозиции архивных материалов ГНЦ РФ «Института медико-биологических проблем РАН» в Мемориальном музее космонавтики.
Листаем уже пожелтевшие страницы, исписанные рукой легендарного академика Газенко... Рабочий материал, дневник, куда записаны все важные биологические параметры животных, схемы расположения электродов на них и многое другое. Только ближе к концу, когда мы добираемся до странички с расположением основных пронумерованных датчиков на собаках, читаем возле одной нарисованной испытуемой: «Капля (Стрелка)», возле другой: «Вильна (Белка)».
Справка «МК». Полёт Белки и Стрелки их проходил на корабле «Спутник-5» 19 августа 1960 года. Он продолжался более 25 часов, в течение которых корабль совершил 17 полных витков вокруг Земли.
Для того, чтобы понять, почему собакам поменяли имена, расскажем, как вообще щепетильно проходил отбор претендентов на полет. Критерии были строги: собаки должны были быть невысокими, до 35 сантиметров, и весить не более 6 килограммов. Возрастной ценз тоже учитывался — от двух до шести лет. Отбирались только самки, поскольку те не требовали сложных ассенизационных устройств (туалета). Но даже если какая-нибудь претендентка на место в экипаже отвечала всем вышеперечисленным требованиям, но была брюнеткой, то ей тоже давали от ворот поворот. Космические собаки, по мнению ученых, должны были быть светлыми для лучшего их наблюдения с экранов мониторов, и, что также немаловажно, иметь привлекательную мордашку, на случай, если их будут представлять средствам массовой информации. Естественно при таком отборе руководители эксперимента не могли не придавать значения и кличкам животных.
Говорят, что чуть ли не сам главнокомандующий ракетными войсками стратегического назначения Митрофан Неделин потребовал сменить некоторые иностранные имена собак на русские.
Так среди 12 отобранных на полет кандидаток лучшими из лучших оказались Вильна, которая потом стала Белкой, и Капля, «превратившаяся» в Стрелку. Хотя при более внимательном прочтении тетради в попытках разобраться с исходными именами Белки и Стрелки сотрудники ИМБП РАН, наткнулись на кое-что интересное, а именно, что и имя Капля уже было вторично.
- Вот список кличек собак из "первого отряда": «Лисичка-Чайка, Сильва-Вильна, Марсианка-Ласка». Как вы можете заметить, Капли тут никакой нет, - говорит пресс-секретарь института Олег ВОЛОШИН. - Если собака Вильна "идет" почти через всю тетрадь, второй фаворит периодически меняется. Сначала, видимо, это была Сильва. Но 4-го августа вместо Сильвы в паре уже упоминается Марсианка. На странице 83-й можно увидеть, что Вильну пытались переименовать в Вегу (предположительно - 5 августа). Первое же появление клички "Капля" появилось в тетради только 13-го августа (стр. 91). Так что пока нам не удалось понять, кого именно назвали Каплей - то ли Сильву, то ли — Марсианку.
Увы, не смогли это выяснить и мы, поскольку из старых сотрудников ИМБП нам не удалось найти по горячим следам именно тех, кто непосредственно работал с Белкой и Стрелкой (Вильной и Каплей). Зато мы нашли тогдашнего врача-лаборанта, ныне доктора медицинских наук Юрия КРЕЙДИЧА, который уже в 1966-м году отправлял в космос другую пару четвероногих — Ветерка и Уголька.
- Если Уголек у нас полетел со своей родной кличкой, то Ветерок изначально был Пэром, - рассказывает Крейдич. - И назван он был так за то, что (извините) постоянно портил воздух. Естественно, высшему руководству эта аналогия совсем не понравилась, и была дана директива поменять имя Пэр на Ветерок. Кстати, полет Ветерка и Уголька стал самым длительным полетом собак до полета человека, он длился 22 дня. Мы тогда впервые сделали вывод, что в длительные космические экспедиции нельзя отправляться без системы профилактики.
Справка «МК». Меню Белки и Стрелки в ИМБП РАН накануне полета (из дневника Олега Газенко): «Кормить 2-3 раза в сутки только свежими продуктами: 300 граммов мяса, лучше вареного, куриных костей не давать, рыбы не давать, суп — любой».