«В результате очередной оптимизации эксплуатация аэродрома «Юбилейный» на космодроме Байконур будет прекращена», — 222 подписи работников стоят под заявлением Владимиру Путину. Эти подписи собраны буквально за 2 дня. Те, кто поставил свои автографы, надеялись даже не на них, а на прямую линию с президентом, проходившую месяц назад. «У нас весь город тогда стоял на ушах! Все пытались дозвониться до Путина с этой бедой» — но вопрос о Байконуре в почти четырехчасовом разговоре президента со своим народом так и не прозвучал.
Но на кого же еще надеяться людям, живущим за несколько тысяч километров от родины? Территория Байконура, как известно, принадлежит Казахстану. Все, что на ней находится, — стартовые площадки, дороги, улицы, дома и квартиры — тоже. Наши — только техника и люди, у которых за душой ничего.
Аренда космодрома заканчивается в пока еще далеком 2050 году. Но уже сегодня многие объекты консервируются, так как содержать их для далекой Москвы слишком накладно.
Лишним, судя по всему, стал и аэродром «Юбилейный». Протяженность ВВП — 4,5 километра. 84 метра ширина. Построенный из монолитного высокопрочного бетона, только он способен принимать на сегодняшний день в любую погоду самые тяжелые самолеты. Именно на него специальными авиарейсами из Москвы и дальнего зарубежья доставляются космические аппараты, спутники, отечественные и заграничные, для запуска с Байконура. Спецрейсами в последний год прилетали сюда основные и дублирующие экипажи космонавтов Центра подготовки полетов имени Юрия Гагарина.
Принадлежит аэродром Федеральному государственному унитарному предприятию «Государственный космический научно-производственный центр им. М.В.Хруничева». Разработчику ракет-носителей типа «Протон» и «Ангара», не вылезающему сегодня из долгов и скандалов — в прошлом году против прежнего руководства «Хруничева» было возбуждено чуть не с десяток уголовных дел. Хищения, растраты, злоупотребления служебным положением, мошенничества... По предварительным оценкам СМИ, нанесенный государству ущерб составил порядка 16 миллиардов рублей.
Скорее всего, денег в «Хруничеве» не предвидится. Тем более для какого-то оторванного от небес родины и затерянного в казахстанских степях аэродрома. Но так было не всегда.
Полеты за наличные
«Энергия-Буран» — наш ответ американской «Спейс-Шаттл», многоразовая транспортная космическая система, звездная мечта о космических кораблях, которые будут бороздить просторы Вселенной.
Именно под «Буран» приезжали на Байконур молодые амбициозные специалисты со всех концов Советского Союза. Амбициозные — не для себя: для страны, для великого завтра.
«Я, например, с Дальнего Востока, закончила МАИ — и сразу на Байконур. Это было не просто почетно, я гордилась, что работаю здесь, прикипела всем сердцем», — рассказывает одна из сотрудниц «Юбилейного».
«Юбилейным», кстати, аэродром был назван в честь 60-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Постановление Правительства СССР о создании «Бурана» вышло осенью 1977 года. Свыше десяти лет ушло на то, чтобы подготовить и воплотить в жизнь эту грандиозную программу. Казалось, это только начало…
…Свой первый и единственный полет, прежде чем стать аттракционом в парке Горького, космоплан «Буран» совершил 15 ноября 1988 года.
Перестройка, разруха, разграбление. Всем стало не до космоса. И уж тем более не до «Юбилейного». «Аэродром был практически бесхозным, в полном запустении стоял. Но и при такой вроде бы строгой пропускной системе находились-таки люди, которые охотились за медью и невероятным образом попадали на засекреченные площадки, срезали в общей сложности километры кабеля», — говорят старожилы.
«Да что там говорить, до космоса ли было! Сама будучи беременной, вместе с подружками варила макароны на костре, потому что дома был «ледник», и не было газа», — рассуждает одна из бывших патриоток Байконура.
Вспомнили о «Юбилейном» лишь в 1995 году, чтобы принимать тяжелые американские самолеты, привозившие к нам свои космические аппараты для запуска уже коммерческих рейсов. В России это было дешевле и выгоднее. Собственно говоря, именно американцы, в долларах и за наличный расчет, воскресили разграбленный аэродром.
«Восстанавливали его мы сами. Если бы вы знали, сколько грязи и мусора мы оттуда вытащили, какие-то порванные солдатские бушлаты... В туалеты ходили на улицу, в сортир типа М/Ж, так как канализационная система оказалась повреждена. Но все-таки была надежда, что все не зря. И действительно, первые годы жизнь вроде бы наладилась», — продолжают работники.
Организация и переоснащение орбитальной группировки спутников ГЛОНАСС, запуск космического аппарата по программе «ЭкзоМарс-2016», который состоялся меньше месяца назад. «Помимо всех этих перевозок мы обеспечиваем еще и прием пассажирских служебных рейсов, которые доставляли не только наше московское космическое начальство, но и глав государств, и членов правительств, приезжавших, чтобы наблюдать за своими пусками, ну и на экскурсии заодно. У нас никогда не было нареканий от иностранных заказчиков».
На самом деле на Байконуре всегда существовало два аэродрома. Один — тот самый «Юбилейный», экспериментальный. Другой — «Крайний», чисто гражданский. Взлетно-посадочная полоса там короче на километр и на тридцать метров у́же. Задача у второго аэродрома совершенно иная. Он принимал обычные пассажирские и грузовые рейсы из Москвы. Принадлежал «Крайний» совсем другому ведомству.
В 2008 году, когда на Байконуре полностью расформировали войсковые части, обслуживающие космодром, Минобороны передало второй аэродром ракетно-космической отрасли. Отныне им управлял Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ).
Так и получилось, что каждый аэродром имел свое собственное подчинение.
«Периодически в «Крайнем» проводился ремонт ВВП, затем его закрыли на серьезную большую реконструкцию», — рассказывают байконурцы. Все это время надобности космодрома обслуживал только «Юбилейный».
Наконец, в феврале 2016 года похорошевший «Крайний» был торжественно открыт. Но то, что «Юбилейный» стал никому не нужен, стало ясно сразу.
«На днях прошло совещание, на котором начальство сказало, что нас собираются ликвидировать, то есть, нет, законсервировать до лучших времен, что все обязанности «Юбилейного» возьмет на себя «Крайний», — написали в «МК» сотрудники «лишнего» аэродрома. — Мы сразу предупредили, что будем жаловаться, что дойдем до Путина. Руководство дало добро: жалуйтесь, мы сами в таком же положении».
И это правда. Так 20 апреля ушел в отставку Директор космического центра «Южный» (Байконур, входит в ЦЭНКИ) Михаил Варданян. Об этом сообщил RNS со ссылкой на источник на космодроме. Причины отставки не уточняются. Но стоит заметить, что предшественник Варданяна на этом посту Евгений Анисимов уволился в 2014 году, а предшественник самого Анисимова — Александр Фадеев — ушел в 2013-м.
Но эта кадровая чехарда, разумеется, не объясняет полностью того, что творится на Байконуре.
Наперебой по телефону из Байконура рассказывают мне, чего может лишиться российский космос, если аэродром «Юбилейный» будет закрыт. В его временную «консервацию», конечно же, никто не верит. «Крайний» — это все же больше гражданский аэродром, а мы пригодны к приему абсолютно всех типов воздушных судов взлетной массой до 400 тонн, у нас специально к месту разгрузки самолетов подведена железная дорога, мы прекрасно работаем и не нуждаемся ни в каких дополнительных миллиардных вложениях...»
Хотя и жалко высокие технологии, и память о «Буране», но заберет его функции «Юбилейного» обновленный «Крайний» со временем, и туда привыкнут садиться тяжелые военные воздушные суда, грузовые «Боинги», «Русланы», «Белуги»… Жалко не аэродром.
Жалко — людей. Идти им некуда потому что. «Нас свыше 300 человек. Стольких вакансий на предприятиях Роскосмоса нет, прием на работу по специальности на Байконуре остановлен. Так же как наш «Юбилейный» никому не нужен, так и космодром доживает свои последние годы — все надежды руководства, президента связаны со строящимся Восточным. А нас куда? Куда отправимся мы? Приехали сюда в конце 1980-х годов под программу «Буран», сейчас большинству уже под пятьдесят, не самый лучший возраст, чтобы начинать жизнь на новом месте. Да, собственно говоря, никто и не зовет», — переживают сотрудники «Юбилейного». Фактически их могут лишить сейчас средств к существованию. «Ходят слухи по городу, что нас могут сначала перевести на трехдневку, чтобы потом при сокращении выплаты были меньше. Это до нас довели устно в соответствии со статьей 74 ТК РФ. Если кого и оставят, то единственных кормильцев и с малыми детьми, а остальным куда? Наши сходили на «Крайний» и попробовали устроиться там. Но им отказали — есть, говорят, приказ свыше никого не брать», — тем не менее прошла и такая молва, что после 10 мая «Крайний» вроде бы снова хотят закрыть на ремонт полосы.
«Да мы ничего не имеем против «Крайнего» — это хороший аэродром, — пытаются быть объективными специалисты. — Но наш все равно лучше, полоса более плотная и широкая... Мы можем принимать борта при любой погоде, ночью, в тумане... Но в минувший понедельник еще раз было озвучено, что денег на его содержание нет, должно быть, все они уйдут на преодоление новых трудностей при транспортировке космических изделий с «Крайнего»? Да дело даже не в этом. Узконаправленная специфика самого города Байконур, в котором нет больше никаких предприятий, не позволяет трудоустроиться сотням безработных. В конце концов, мы же не виноваты, что теперь до нас никому нет дела!»
Но самое главное — нет надежды на то, что удастся вернуться на Большую Землю. Уехать в Россию по программе отселения «лишние специалисты» тоже уже не смогут. В прошлом году премьер-министру Дмитрию Медведеву доложили, что все работающие и проживающие на Байконуре гражданские лица получили квартиры на Большой Земле и в жилье больше не нуждаются.
Преданные мечтатели
В начале октября прошлого года «МК» опубликовал материал «Преданный Байконур»: патриоты России оказались бомжами»; речь в нем шла о 2000 семей работников знаменитого космодрома, который имели право вернуться в Россию и получить здесь квартиры от государства, но этого права их по непонятной причине незаконно лишили. А виноватых в том так и не нашли.
25 августа 2015 года в свет вышло постановление Правительства Российской Федерации за номером 889, в котором черным по белому написано, что «...граждане, подлежащие отселению с Байконура, обеспечены жильем полностью».
Непонятно, зачем и кому это было нужно — доложить премьеру, что все положенные квартиры выданы, ведь не личные же деньги чиновников тратились на их приобретение? Однако что написано пером... Программа отселения была закрыта. Просьбы и мольбы байконурцев словно разбивались о бетонную ВВП «Юбилейного». Их никто не желал услышать. И тогда эти отчаявшиеся люди решились написать в «Московский комсомолец».
У разбитого корыта Байконура, как обычно, оказались самые незащищенные: военным с большими боями, но удалось-таки пробить себе квартиры на Большой Земле, интеллигенция, ИТР, бюджетники (врачи и учителя) остались ни с чем.
«Вы, молодежь, только о корысти и думаете... Где квартиры? Где квартиры? О родине надо думать! Поднимать патриотизм!» — объяснял мне при личной встрече, когда я приезжала на Байконур, глава администрации города Байконур Анатолий Петренко. У самого у него, кстати, жилье в России имеется, но речь не об этом.
Программа по отселению действовала на территории космического анклава до 2013 года включительно. Администрация города сама находила застройщика, тот по госконтракту и на федеральные средства возводил дома, куда и переселялись те байконурцы, чья очередь подошла. Затем «живые» квадратные метры заменили на бумажные сертификаты. Купить на них недвижимость в приличном месте было, увы, невозможно, хватило бы разве что на треть квартиры в каком-нибудь среднерусском областном центре, не в Москве. За все время власти выдали всего 141 сертификат. Но и это, как вспоминали позже, было счастьем.
Последний же год существования сертификатов правила ужесточились еще больше: отныне очередниками могли стать только те, кто был официально сокращен с предприятий, стал инвалидом или вышел на пенсию из госструктур. Вскоре закончились и сертификаты...
30 семей байконурцев, последние, кому на бумаге выдали «живые» квартиры в подмосковном Клину. Это произошло еще в 2014 году. Счастливчики заранее выписались из своих старых квартир на Байконуре, многие вынуждены были уволиться — без здешней регистрации работать на сверхсекретных объектах не положено. И вдруг на месте, в Клину, куда они поехали за ключами, выяснилось, что никаких квартир у них нет, что из-за неправильно оформленных документов фирма-застройщик передала права собственности на их недвижимость... администрации Байконура.
Обманутые, измученные, эти люди тоже стояли передо мной. Им предстоял суд, но как судиться, и с кем, и что должно быть изложено в иске, ни у кого ведь такого опыта не было, да и не привыкли они судиться, они привыкли запускать в небо ракеты...
И спросить тоже вроде бы не с кого: предыдущий начальник Управления жилищного строительства администрации города Байконур, который и готовил эту сделку, был уже снят с должности и привлечен к уголовной ответственности — не за Клин, за другое.
Сразу после выхода в «МК» статьи про Байконур началась страшная буча. В ведомстве была сформирована комиссия, которая отправилась на место, чтобы проверить изложенные в публикации факты, их достоверность и правдивость.
Интересовало проверяющих и то, каким образом журналист «МК» проник на строго охраняемую территорию. Кто пустил? Ну, уж это мы точно не выдадим. Были, слава богу, и первые результаты. Без шороха и пыли получили, наконец, свои квартиры 30 семей страдальцев из Клина.
Доложили Путину о проблемах отселения в Россию жителей Байконура. Президент дал указание поддержать эту категорию граждан Российской Федерации и подготовить проект указа «О жилищном обеспечении жителей Байконура сертификатами». И все вроде бы должно было закончиться хорошо, как у нас бывает, когда верховная власть берет вопрос под свой личный контроль.
«Вот только Минстрой и Минфин до сих пор никак не провели согласование этого проекта. В него пытаются включить еще и Восточный, хотя тот только строится и там совсем другая финансовая и кадровая ситуация, — снова переживают байконурцы. — А у нас то хотят не давать больше жилье инвалидам, то другие категории нуждающихся пытаются сократить и вычеркнуть... Так как никто не может ни с кем до сих пор договориться, мы опять оказываемся на положении крайних», — да, пока все бумаги окончательно меж ведомствами не согласованы, Указ президент не подпишет. Ему его просто под высочайшую роспись не подадут. Время идет. Люди по-прежнему ждут. Годы, десятилетия...
P.S. Когда материал готовился к печати, стало известно, что после сокращения работников аэродрома «Юбилейный» здесь тем не менее останутся нести службу технические структуры аэродрома, водители и сотрудники авиационной безопасности, то есть охрана — последние станут стеречь оставшееся без надобности федеральное имущество.
Комментарий пресс-службы ГК «РОСКОСМОС»:
Аэродром «Юбилейный» продолжает функционировать в прежнем режиме параллельно с аэропортом «Крайний». Решения о его консервации нет, поскольку «Юбилейный» специализируется на приеме грузовых самолетов с космическими аппаратами. Но после реконструкции взлетно-посадочной полосы аэродрома «Крайний» у него появилась ограниченная возможность принимать тяжелые грузовые самолеты кроме пассажирских судов. В перспективе часть функций «Юбилейного» по приему грузовых судов может быть передана на «Крайний», но это не вопрос ближайшего времени.
В случае если в будущем будет принято решение о передаче функций по обеспечению приема, отправки и обслуживания воздушных судов всех типов, прилетающих на комплекс Байконур, с аэродрома «Юбилейный» в аэропорт «Крайний», части сотрудников аэродрома «Юбилейный», которые выполняют данные функции на «Юбилейном», в соответствии с российским законодательством будут предложены альтернативные места работы, в том числе и на «Крайнем».
Что касается 2000 семей, пока оставшихся без квартир в России, то госкорпорация «РОСКОСМОС» совместно с профильными министерствами, ведомствами и администрацией г. Байконур ведет работу по согласованию проекта Указа Президента РФ. Специалисты госкорпорации «РОСКОСМОС» прорабатывают все аспекты указа для того, чтобы максимально ускорить его подписание Президентом РФ. Как только формальности и нюансы будут урегулированы министерствами и ведомствами, участвующими в согласовании этого документа, итоговый вариант будет опубликован на сайте Администрации Президента РФ.