О том, кто из западных компаний сегодня составляет конкуренцию Пушкину, «МК» уже писал.
Что же предлагают наши? Здесь разработали проект многоразовой суборбитальной ракеты-носителя, которая будет работать на более дешевом спиртовом двигателе, и многоразового суборбитального космического аппарата для экскурсий на высоту 200 км. В корабль помещается до 6 пассажиров, которых в полете будет сопровождать опытный пилот-стюарт. Если все пойдет по намеченному плану, первый полет туристы Пушкина совершат уже в 2020 году, заплатив за него по 200-250 тысяч долларов. И ракету, и корабль можно будет использовать до 10 раз.
- Павел, на какой стадии сейчас находится ваш комплекс?
- Наш Многоразовый суборбитальный космический комплекс (МСКК) сейчас на стадии аванпроекта. Это значит, что мы продумали, разработали размеры, способ запуска и приземления ракеты-носителя и пассажирской беспилотной капсулы и готовы к их созданию.
- Насколько я поняла, Ваш проект больше похож на проект Безоса с вертикальным взлетом. Что вы взяли за основу для ракеты-носителя и самого корабля?
- Действительно, у нас проект больше похож на проект Blue Origin. Это сходство объясняется выбором схемы полёта с вертикальным взлётом и посадкой. Требования безопасности обуславливают раздельный спуск капсулы и ракеты. При этом капсула приземляется по парашютно-реактивной схеме. Если говорить про конструктивные особенности, то у нас применяются достаточно отработанные решения, которые до этого успешно применялись в том числе для суборбитальных пусков по программе «Вертикаль» (использовалась в 1974-1983 годах для запуска высотных космических зондов с космодрома «Капустин Яр» в Астраханской области— Авт.). Это ракета-носитель и корабль капсульного типа. И запускать ее мы тоже собираемся с астраханской земли. Другой вопрос в том, что эти решения не применялись для многоразовых систем. В этом мы скажем новое слово.
- Вас не пугало то, что у Ричарда Брэнсона и Джеффа Безоса уже в то время были летные образцы ракет и кораблей? Наверняка, у вашей системы есть какое-то технологическое преимущество?
- Нас не пугает, что у конкурентов уже имеются лётные образцы. Я считаю, что наибольший успех ожидает Blue Origin, так как у них наиболее безопасная и удобная для туристов схема полёта. Но по сравнению с ними у нас имеется преимущество в большей высоте полёта (200 км против 100) и большем времени пребывания туристов в невесомости (5-6 минут против 3-4). Поэтому думаю, что в случае успешных полётов Blue Origin, часть туристов обязательно захочет потом слетать на нашем аппарате выше и дольше.
- В презентации Вы сказали, что нагрузка для ваших пассажиров будет доходить до 4-5g. Получается, что вашими клиентами может быть очень ограниченная категория туристов? Как предполагается их готовить?
В штатном полёте при выведении на туриста будет действовать перегрузка 4g, а при спуске 5g. Это достаточно мягкие перегрузки, учитывая их кратковременность. При перегрузке в 4g почти все испытуемые на центрифуге спокойно разговаривают, смеются и активно жестикулируют руками. По статистике практически любой человек без серьёзных проблем со здоровьем спокойно выдерживает такие перегрузки. Для сравнения, на аттракционах перегрузки могут достигать 6g и это даже без проведения обследований. У нас перед заключением контракта каждый потенциальный турист должен будет пройти медицинское обследование, включающее повторение профиля перегрузки в центрифуге. И только в случае положительных результатов он полетит.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Комментарий директора Исследовательско-аналитического центра Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) Дмитрия ПАЙСОНА:
- Компания Пушкина - вполне реальный наш конкурент американcкой компании Blue Origin Джеффа Безоса. Павел Пушкин на ранних этапах старается все делать так, чтобы потом не переделывать. История о том, как он согласовывал техническое задание в Роскосмосе — пример для всех наших стартапов. Но надо понимать, что сейчас, проект делается на бумаге, но потом произойдет резкое масшатбирование, и по уровню требований, и по уровню финансирования. Даже уже на защите аванпроекта вопросы будут задаваться куда более сложные, чем те, которые задавались на этапе согласования ТЗ. Потом, когда дело дойдет до «железа», все станет еще сложнее и затратнее. А потому выполнение обязательств по срокам первого запуска ракеты очень зависит как от готовности проекта, так и от готовности инвестора привлекать финансирование в том объеме, который понадобится на испытание, отработку и подтверждение надежности ракеты.
- Джефф Безос тоже сертифицирует свои ракеты и корабли в NASA?
-У них другая система. Там все, что касается коммерческих услуг, сертифицирует не NASA, а FAА (Федеральная авиационная администрация). Там свои требования. И недавно, кстати, в отношении космического туризма они ужесточились. У того же Безоса появились, если не проблемы, но дополнительные задачи. И ему теперь точно будет не легче, чем нашему Павлу Пушкину. Единственное преимущество западных частных компаний-разработчиков космической техники в том, что они давно сотрудничают с госаппаратом, выработаны схемы, все адаптировано для нормальной работы. А мы только привыкаем к такому взаимодействию. Когда Пушкин согласовал ТЗ с Роскосмосом, Интернет взорвался, люди так или иначе связанные с космической отраслью, просили для того, чтобы поверить в эту новость, взглянуть на документ своими глазами.