Краснодарцу Дмитрию Лопатину всего 26 лет. Между тем его имя известно не только на Кубани, но и в России, за рубежом. Молодой ученый, магистрант университета, не раз становился лауреатом престижных премий, в том числе и Зворыкинской. Ее дали за разработку беспроводного зарядного устройства, которым уже заинтересовались крупные производители сотовых телефонов. Придумал Дмитрий и солнечные батареи, способные хорошо работать даже при плохой погоде: вырабатывать электроэнергию, нагревать воду.
Правда, пока устройство высоко оценивали за рубежом, например в Индии, где в 30% домах нет электроэнергии, на Кубани на него завели уголовное дело по статье. 229.1 УК РФ (контрабанда наркотических средств, психотропных веществ или аналогов). Гособвинение требовало 11 лет тюрьмы, но Прикубанский районный суд Краснодара дал ученому три года условно. А недавно прокуратура округа обжаловала приговор в апелляционном порядке, посчитав его слишком мягким…
- Мы не согласны со снятием с Лопатина обвинений по контрабанде и назначением ему условного наказания. По нашему мнению, его деяния подпадают под ст. 229.1 УК РФ. Безусловно, мы принимали в расчет, что подсудимый - молодой ученый, чьи изобретения вызывают интерес среди инвесторов, комментирует старший помощник прокурора Краснодарского края по взаимодействию со СМИ Антон Лопатин.
Напомним: Дмитрий заказал в Китае растворитель, по его словам, необходимый для научных исследований. А гамма-бутиролактон оказался психотропным веществом. О деталях нам рассказал сам Дмитрий.
- Я и мои коллеги как раз работали над солнечными батареями. Этому проекту уже три года. Понадобился растворитель. Я узнал, что в будущем сильный растворитель может вызвать рак у тех, кто с ним контактировал. Меня, естественно, это не устраивало, поэтому искал, чем его можно заменить, читал много зарубежных статей. И вот нашел в Китае. Я заказал растворитель через интернет в мае 2014 года.
Посылка пришла в конце июня. На тот момент, по словам ученого, она уже была неактуальна. Краснодарские исследователи решили уменьшить концентрацию своего сильного растворителя в десять раз, так он становился безвредным. Поскольку проблему решили, Дмитрий не торопился забирать посылку, говорит, вообще не знал, как и в какие сроки ее нужно правильно оформить. Однако посылка пришла с таможенным уведомлением, поэтому вскоре Дмитрию стали звонить с требованием забрать заказ.
- Я пришел, объяснил все таможенному инспектору. Дали заполнить декларацию, где указал наименование вещества, стоимость, для чего оно мне нужно. Указал и количество. Этот гамма-бутиролактон, кстати, не продавался маленькими партиями, поэтому взял один литр. Минут через 10-15 после того, как сдал бумагу, ко мне подошли сотрудники наркоконтроля.
Оказалось что гаммабутиролактон в России можно использовать, но право на это есть только у государственных унитарных предприятий. Об этом, признается Дмитрий, он не знал. А что до посылки, так она была оформлена по всем правилам.
- На меня надели наручники, допрашивали, просили назвать имена подельников. В конце концов было возбуждено уголовное дело по статье 229. 1 УК РФ. Несмотря на это, я смог съездить в Индию, где моими солнечными батареями очень интересовались. Потом мне вменили подписку о невыезде и я уже не мог уезжать за рубеж. 15 июня этого года суд приговорил меня к трем годам условно с испытательным сроком в два года.
По словам Дмитрия, факт контрабанды психотропных веществ в суде доказать не удалось, три года условно дали за подготовку к незаконному приобретению наркотических средств.
- Уверен, что у следствия не было никаких доказательств, хотя они проверили мой компьютер, мой телефон, провели обыск дома. Я даже сам вызвался пройти детектор лжи.
Как Дмитрий относится к тому, что прокуратура Прикубанского округа Краснодара обжаловала приговор?
- Я знаю об этом. Мы тоже подали апелляцию, чтобы меня полностью оправдали. Что касается самой ситуации, большинство знакомых, коллег в шоке.
Некоторые инвесторы даже отказались со мной работать из-за уголовного дела. Но я продолжаю трудиться над проектами. Например, над беспроводным зарядным устройством. Оно способно заряжать сотовые телефоны направленным лучом на расстоянии одного метра.
В будущем такие можно будет установить в залах ожидания аэропортов и вокзалов. Собственно, я и придумал его потому, что видел, как люди мучаются в очереди у розеток. При зарядке телефон даже не нужно будет доставать из сумки. Я и мои коллеги планируем увеличить со временем радиус действия луча до трех метров. Задачу поставили крупные производители мобильных телефонов, которым понравилось изобретение.