Открытие «нобелевца» Уотсона, которому вернул премию Усманов, модернизировал наш ученый

Российский генетик предложил свой вариант схемы роста молекулы ДНК

В среду в Москве произошло событие, которое заставило всех еще раз вспомнить и восхититься ученым, которому мы обязаны знанием генетической структуры ДНК. Это Джеймс Уотсон — нобелевский лауреат 1962 года. По стечению обстоятельств, в России ему повторно вручали его же Нобелевскую медаль. Как это случилось, в чем заслуга Уотсона перед человечеством, и как развивается его теория, корреспондент «МК» побеседовала с российским биологом, секретарем Московского общества испытателей природы (МОИП) Александром КУЛИНИЧЕМ.

Российский генетик предложил свой вариант схемы роста молекулы ДНК

тестовый баннер под заглавное изображение

Напомним, что 87-летний Уотсон, в декабре прошлого года продал медаль за 2,27 миллиона долларов, чтобы поддержать этими деньгами ряд институтов и университетов. Но 17 июня 2015 года медаль вернулась к правообладателю, - выкупивший ее на аукционе российский олигарх и филантроп Алишер Усманов повторно вручил награду Уотсону в стенах Российской академии наук.

Этот гениальный ученый вообще всю свою жизнь удивлял общество. И тогда, когда не боясь общественного порицания, объявлял о различии в интеллектуальных способностях представителей разных рас, и когда говорил, что глупость — это просто болезнь, вызванная гельминтозом, и когда предложил людям сделать всех кукольно-красивыми за счет изменения генов. Но, конечно, главный подвиг его жизни — это открытие тайны человеческой наследственности. Вместе с англичанами Фрэнсисом Криком в 1962 году Уотсон получил Нобелевскую премию за установление двойственной структуры молекулы ДНК - генетического материала клетки, хранящего информацию о наследственных признаках организма. Как в свое время Эйнштейн объединил множество различных гипотез в единую теорию относительности, так и Уотсон — Крик, собрав воедино знания предшественников о белковой структуре нашего генома и приумножив их своими исследованиями, выдали миру гениальное открытие. Они показали, что дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) — макромолекула, обеспечивающая хранение, передачу и реализацию генетической информации, представляет собой двойную спираль.

- Что было известно до них? - задаю я вопрос Александру Кулиничу.

- До Уотсона и Крика все знали, что в ядре клетки есть белки, кислоты, хромосомы. Но никто не имел представления об их структуре. Они объяснили, что ДНК представляет собой две перекрученные между собой, а затем еще и закрученные в общую спираль полимерные цепи, которые зеркально отражают друг друга. Это объясняло двойственность процесса деления хромосом (состоящих из ДНК), а затем и самих клеток. Благодаря этому ученые поняли и суть процесса образования раковой опухоли, связанной с появлением лишних хромосом, образовывающих потом неуправляемые новые клетки.

Джеймс Уотсон (слева) и президент РАН Владимир Фортов после вручения Уотсону нобелевской медали.

- Какой длины может быть наша ДНК?

- Она все время находится в скрученном состоянии, и рассмотреть ее можно только в микроскоп, но если ее мысленно растянуть, то миллионы нуклеотидов выстроятся в метровую цепь.

- Недавно на сайте МОИПа вы разместили статью, в которой изложили свое, отличное от общепризнанного, видение того, как могла расти (реплицироваться) молекула ДНК. Расскажите об этом поподробнее.

- Да, действительно, для того, чтобы происходило удваивание генов или их перестановка (рекомбинация), длинная спираль ДНК должна была обладать неким молекулярным механизмом, способным расплетать тончайшие нити, вращая их со скоростью около 1000 и более оборотов в секунду в вязкой среде. Чтобы обойти данное затруднение ученые предложили механизм, при помощи которого молекулы ДНК при удваивании сначала разрезаются на небольшие фрагменты и затем вновь собираются c необходимой скоростью. Но при этом было совершенно непонятно, как эти нити после соединялись?

Мое объяснение основано на пружинном механизме ДНК. Для того, чтобы впустить в свой состав дополнительную молекулу, ей не надо ни раскручиваться, ни разрываться. Когда наступает момент «Х», наша ДНК просто растягивается в нужном месте наподобие телефонного провода, а потом, после того, как процесс перестройки или удлинения закончится, вновь сжимается.

- Что говорят об этом коллеги-биологи?

- Они пока в сомнениях, - принимать или не принимать мою теорию? Понимаете, в науке бывает очень сложно продвинуть какую-то революционную идею, если она подрывает старые взгляды. Помните, историю про Коперника, который первый предположил, что не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца? Это в учебниках нам писали, что главными врагами его теории была церковь, на самом же деле палки в колеса ученому вставляли коллеги, не желавшие признавать неправильность своих версий.

- Скажите, как открытие структуры ДНК помогло в лечение рака?

- Ученые научились создавать лекарства, которые выделяя еще в ДНК «неправильные» гены, подавляют их развитие и превращение в «неправильные» клетки.

- Почему тогда медики не смогли спасти Жанну Фриске?

- Потому что раковые клетки бывают разные, - одни можно заглушить таблетками, другие — вырезать, третьи, к примеру, клетки, находящиеся внутри головного мозга, как это было у Жанны, не поддавались никаким воздействиям. Уничтожить их операционным путем было невозможно. Их развитие пытались подавить препаратами-мутагенами, но они, к сожалению, устроены так, что помимо больных клеток убивают и здоровые...

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26836 от 18 июня 2015

Заголовок в газете: Элементарно, Уотсон!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру