Двигатели ориентации корабля «Союз ТМА-15М», пристыкованного к Международной космической станции включились во время тестирования радиосистемы сближения и стыковки «Курс-НА», установленной на этом корабле.
Сама система изготавливалась в столичном НИИ точных приборов. В отличие от старой «Курс-А», она в два раза легче и в три раза экономнее, все функции у нее выполняются микропроцессорами. Но вот незадача,- система едва ли не через раз дает сбой с самых первых полетов, которые начались лет десять назад. То антенна не раскроется, то датчиковая аппаратура забарахлит.
Однако в НИИТП говорят, что к самой системе нареканий быть не может, виноват, как правило бывает общий механизм, объединяющий «Курс» с системой управления корабля. Весь этот механизм и система управления разрабатывались в Ракетно-космической корпорации «Энергия», в так называемом третьем ее центре. Когда речь идет о полете и использовании системы «Курс», еще можно допустить какие-то промахи, нестыковки сложнейших работающих систем. Но во вторник вечером операторы ЦУПа тестировали с Земли «Курс», просто проверяя его работоспособность, циклограммы, алгоритмы, как вдруг включилось то, что никак к программе тестирования не относилось — три двигателя пристыкованного к станции корабля «Союз ТМА-15М».
Ни в самом РКК «Энергия», ни в ЦУПе не исключают возможности огреха по своей вине:
- Получилось, что мы случайно сами разрешили системе запустить двигатели корабля, - сказал нам один из специалистов Центра управления полетами. - Это либо огрех земных математиков, которые поставили объем данных, не позволивший нам понять глубину вопроса, либо банальная ошибка оператора ЦУПа, который случайно нажал не ту кнопку. Сейчас мы выясняем это.
Понимание глубины вопроса здесь, действительно, необходимо. Но как достичь его, если многих молодых специалистов влечет в космическую отрасль после вузов либо возможность избежать армии (людям, связанным с секретными технологиями путь туда заказан), либо наработка мало-мальского трудового опыта. А как только появляется возможность, талантливая и подающая надежду молодежь из организаций увольняется, уходит в более престижную IT-отрасль, в иностранные фирмы. Так что, происходящее — именно системный сбой, который однозначно роняет престиж нашей, пока еще самой надежной пилотируемой техники в глазах иностранных партнеров. Ведь инцидент произошел именно в том из пристыкованных к МКС «Союзов», на котором в четверг предстоит посадка на Землю россиянам Антону Шкаплерову, астронавту NASA Терри Вертсу и астронавту Европейского космического агентства Саманте Кристофоретти. Конечно, все топливо корабль во время случайного включения двигателей не израсходовал, - его должно хватить на тормозной импульс перед сходом с орбиты. Если конечно, до четверга кто-нибудь с Земли вновь не запутает его бортовой компьютер.