Напомним, что создание госкорпорации — это уже пятая по счету реорганизация отечественной космической отрасли за всю ее историю. Сегодня здесь говорят так: время генералов, которые были далеки от реальных задач экономики, прошло. Теперь их место занял топ-менеджер, который в свое время поднял автогигант. Видимо отчетливо понимая, что ракетная техника и автомобили — вещи принципиально разные, Игорь Комаров не стал полагаться на собственные силы, - собрал вокруг себя научно-технический совет, во главе которого поставил бывшего главу Роскосмоса Юрия Коптева. Именно на Коптеве в свое время закончился период руководителей — ученых.
Зачем понадобилось менять структуру? По словам Дмитрия Рогозина, реорганизация нужна отрасли сейчас, как лекарство от тяжелой болезни, симптомами которой являются технологическая отсталость и изношенность оборудования, слабые кадры.
Читайте материал: При Роскосмосе будет создан институт генконструкторов
«В отличие от авиастроения, где уже давно введено цифровое проектирование, в космической отрасли до сих пор все делается по старинке, на кульмане, математическое моделирование при расчете нештатных ситуаций не применяется. Единственным изделием, которое проектировалось «в цифре», была ракета-носитель «Ангара», - приводит пример Рогозин.
Отрасль, по его словам, чрезвычайно переразмерена, раздута, многие функции дублируются. В США, к примеру, лишь две компании Boing и Lockheed Martin создают всю палитру космических аппаратов, и гражданских, и военных. У нас их семь — ИСС им. Решетнева, РКЦ «Прогресс», НПО им. Лавочкина, РКК «Энергия», НПП «ВНИЭМ», ЦНИИ «Комета» и КБ «Арсенал». В итоге каждое из них загружено не более, чем на 40 %. Откуда взяться средствам на перевооружение и рост зарплат?
Похожая ситуация и с производством ракет, что сказывается на низком качестве продукции того же Центра им. Хруничева, чьи ракеты-носители падают каждый год, да теперь еще и по одним и тем же числам. Для многих стала откровением информация о возбужденных на этом предприятии Следственным комитетом РФ восьми уголовных дел! За мошенничество, присвоение и растрату имущества, подделки документов. Общий ущерб - свыше 9 миллиардов рублей. «Прежние космические начальники пребывали в своем космосе, и только силы правовой гравитации, надеюсь, вернут их на землю», - пообещал зампред правительства.
Как бы нам в этом общем порыве оптимизации не ослабить те предприятия, которые до сих пор, в отличие от Центра Хруничева, работают с высокой степенью надежности, к примеру, как Ракетно-космический центр «Прогресс» в Самаре? Этот вопрос поднял представитель фракции КПРФ Валентин Романов.
«Не волнуйтесь, те предприятия, которые работают хорошо, мы не ослабим. Но государево должно быть под государевым оком!» - эпически отрезал Рогозин.
Итак, за исключением некоторых замечаний, в целом проект в первом чтении приняли единогласно, даже отличающаяся обычно своей принципиальной позицией космонавт Светлана Савицкая одобрила начинание. Правда, депутат высказала пожелание, чтобы новое руководство в погоне за рентабельностью не списывало со счетов пилотируемую космонавтику. Потому что только пилотируемые полеты дают право стране называется космической державой с большой буквы, поскольку это совершенно другой уровень техники, безопасности и науки.
Рогозин в итоге успокоил всех, кто опасался за судьбу пилотируемой космонавтики: в космическую программу уже включены и создание перспективного пилотируемого транспортного средства, и межпланетные буксиры, и водородные ступени для ракеты-носителя «Ангара», которая уже к 2029 году должна стартовать к Луне, и создание национальной орбитальной станции после 2024 года. Главное, чтобы уже через год-другой не появился новый начальник, и не затеял новую реорганизацию.
"СК возбудил восемь уголовных дел после проверки центра Хруничева"