Поразительно, что повторилась не только дата печального запуска, но и причина по которой мы год назад потеряли наш спутник связи «Экспресс-АМ4Р» — по всей видимости, снова подвел некачественный подшипник в рулевом двигатели третьей ступени ракеты. Премьер-министр Медведев снова дает указание разобраться в происшедшем, сделать выводы... Похоже на какую-то зловещую карусель, если учесть, что нынешнее ЧП с «Протоном» производства ГКНПЦ им. Хруничева уже седьмое за последние пять лет и второе в череде прочих неприятностей в космической отрасли только за последние три недели !
В космической отрасли потеряна культура производства. Это много раз подтверждали «МК» и рядовые сотрудники, и руководители. В частности, в прошлом году, как раз после аналогичной аварии 16 мая 2014 года тогдашний глава Роскосмоса Олег Остапенко, объясняя причины ЧП, ссылался на отсутствие четкого порядка контроля при создании ракеты-носителя, которая строилась еще до его прихода в Роскосмос. Этот контроль, по словам Остапенко, должен начинаться с документации генерального конструктора: «В соответствии с ней ракету и к старту готовят. Если генконструктор не прописал четкий порядок или установил рамки параметров, которых не достаточно для контроля, будь ты хоть семь пядей во лбу, - проверить все и выявить все дефекты на этапе подготовки уже не сможешь».
Значит, когда у нас в 2014-м году падает ракета, отвечать за нее должен тот, кто руководил в 2013-м, а за падения 2015 - го года , по логике должны отвечать те, что наштамповали брак в 2014 или в том же 2013-м? Как удалось узнать «МК», двигатель и сама ракета-носитель, которые сошли с орбиты в минувшую субботу, были созданы в том же 2013-м, что и «Протон», упавший в мае 2014 года. Ну если так, то нынешнее руководство Роскосмоса во главе с Игорем Комаровым, конечно не должно отвечать за грехи предшественников. Кто там был до них — Остапенко, покойный Поповкин?
Но позвольте, согласно той же банальной логике, после ЧП, которое произошло в минувшем году, все двигатели, готовящиеся к старту в следующем, должны были быть перепроверены перед использованием. Этого, по-видимому, не случилось... Так что, если снова мы нарвались на подшипник предшественника, то это либо диверсия, либо просто глупость - третьего не дано. Десятки миллиардов, потонувшие за последние пять лет в Тихом океане, это довольно внушительная сумма ущерба. Неужели ради сохранения таких сумм для страны нельзя раз и навсегда выстроить на заводах строжайшую систему мониторинга качества поступающих деталей и сборки ракет-носителей?! Волей-неволей поверишь в расхожую среди народа версию о распиле денег: мол, отправили в космос что попало, получили после падения страховку, - все в шоколаде, а как там страна будет обходиться без качественной связи, навигации и прочих благ, всем наплевать. Не хочется верить в тотальное воровство, ну не хочется! Есть также другая версия: вредительство с «Протоном» было совершено изнутри, как раз для того, чтобы подставить нынешнее руководство, не дать ему провести запланированную реорганизацию отрасли, которая проводится довольно открыто, - такова новая информационная политика Роскосмоса. Недовольных новым положением дел может быть очень много. Взять хотя бы тот факт, что новый глава Центра Хруничева Андрей Калиновский убрал на предприятии руководителей семи промежуточных уровней, которые теперь среди прочих могут вставлять палки в колеса команде Комарова. Очевидно, что несмотря на все кадровые и прочие усовершенствования, проблемы в Центре Хруничева как были, так и есть.
Неужели так сложно найти слабое звено? Если вы посмотрите хронологию аварий «Протона», то видно, что чаще всего с 2010 по 2012 его подводили разгонные блоки, 2 июля 2013-го здесь перепутали датчики угловых скоростей. Самое удивительное то, что установить их неправильно было очень сложно — места, которые были для них предназначены, имеют определенную форму, под конкретный датчик. Этот прием на техпредприятих еще называют «защитой от дурака». Однако нашего дурака ничем не перешибешь, - сборщик (говорят, это был молодой сотрудник), покрутив так и эдак, установил три из шести датчиков «вверх ногами с применением силового воздействия». Это написано в официальном отчете комиссии Роскосмоса.
Теперь давайте рассмотрим последний случай, который, похоже, снова, как и в 2014-м году связан с двигателями третьей ступени РН «Протон-М», которые делает Воронежский механический завод.
В прошлом году, объясняя причины ЧП, нам говорили, что в разрыве подшипника нет вины воронежских сборщиков, ведь детали поступают на механический завод с обычных подшипниковых заводов.
-А разве их качество не проверяется? - спрашивали журналисты, на что нам отвечали, что какую-то выборку из партии делали, но всю партию не проверяли.
А почему бы и не проверить? Ведь, как мы все понимаем, цена этой проверки очень высока, измеряется в миллиардах. Кстати, после прошлогодней аварии в Роскосмосе заявляли, что в течение полугода будут перебирать двигатели ракет-носителей 2013 года выпуска. По идее, ничего подобного уже повториться не должно было.
Когда случается очередное ЧП, в Роскосмосе, как правило, звучит излюбленная фраза о том, что запуск космической техники — это очень рискованное дело, которое допускает определенный процент аварий. Я понимаю, когда так говорят в отношении новых ракет или их модификаций, например в отношении «Союза -2.1.а» (по причине плохой работы его третьей ступени 8 мая этого года упал грузовой корабль «Прогресс»), но ведь «Протон» летает давно и в принципе, так часто падать не должен.