Если для американцев годовой полет, намеченный на 27 марта, будет первым, для российских покорителей небес это уже четвертое испытание. У нашей страны накоплен большой опыт длительных полетов. Но как утверждают медики и биологи, даже его пока недостаточно для отправки посланцев с Земли к дальним объектам Солнечной Системы. В частности, нет еще ответов, как защищаться от космической радиации, выживать в гипомагнитной среде (при отсутствии воздействия магнитного поля Земли). Не до конца решены и более насущные вопросы: какие выбирать упражнения для поддержания космонавтов в хорошей физической форме, как защищать зрение, которое, как утверждают американские ученые, серьезно страдает в невесомости? На эти и многие другие вопросы должен помочь ответить годовой полет. По словам заместителя директора по науке ИМБП РАН Валерия Богомолова, космонавтам предстоит выполнить не совсем обычную программу.
— Каждый из них должен быть готов в случае чего заменить друг друга. Если заболеет Келли, врачом должен стать Корниенко, и наоборот, — говорит Богомолов.
Впервые за долгие годы США и Россия снова станут на МКС единым экипажем, выполняющим совместные научные эксперименты. Помимо проведения десятков собственных Михаил Корниенко участвует в пяти американских исследованиях, а Скотт Келли в трех российских. В частности, пересекутся они в психологических экспериментах, которые впервые дадут возможность российским ученым понять внутренний мир астронавтов NASA. Как пояснил главный психолог проекта с российской стороны, заведующий лаборатории социальной и когнитивной психологии ИМБП РАН Вадим Гущин, американские члены экипажа обычно более «послушно» отвечают на вопросы анкет, наши, как правило, предпочитают более неформальные варианты объяснения ситуаций.
— Кто знает, может быть, на этот раз россиянин с большим желанием ответит на вопросы американских психологов, ну а мы по-своему испытаем Келли, — предположил Гущин.
В любом случае, как сказал официальный представитель Роскосмоса Игорь Буренков, любые будущие проекты по дальнему Космосу мы будем осуществлять вместе с зарубежными партнерами.
Впрочем, легенда предстоящего полета все-таки оставила место для интриги: США согласно их космической программе взяли курс на Марс и предстоящий полет представляют именно как полет на Красную планету. Россия же согласно последним решениям, принятым на научно-техническом совете, который недавно проходил в Роскосмосе, всё же осталась верной лунной программе. Получается, пока в рамках эксперимента мы летим на одном корабле к двум разным целям.