Для того чтобы мертвая природа ожила, необходимы три непременных условия. Первое — вода и источники энергии. Второе — пять базовых элементов: углерод, кислород, водород, фосфор и азот. Третья — время, исчисляемое миллиардами лет.
Бороздя Марс, «Curiosity» обнаружил воду, энергию и пятерку необходимых для органической жизни элементов, с нужными атомными строениями. Из этого участники проекта пришли к выводу, что Марс был обитаем много-много лет назад. Однако период его обитаемости, возможно, исчислялся сотнями или тысячами лет, слишком малым сроком для возникновения органической жизни.
Теперь шансы нахождения жизни на Марсе возросли. Джон Гротцингер из «Калтек», глава миссии по изучению Марса, сообщил на пресс-конференции, состоявшейся в понедельник, 8 декабря, что годичное путешествие вездехода к горе Шарп представил новые доказательства того, что кратер Гейл имеет или имел большие озера, реки и дельты, которые то исчезали, то появлялись в течение миллионов и десятков миллионов лет. Геология показывает, что даже тогда, когда вода высыхала на поверхности, многие воды оставались в её недрах. Более того, ученые пришли к выводу, что многие следы, похожие на дельты и озера, обнаруженные спутниками, облетающими Марс, как раз ими и являются. Всё это еще не доказательство, что жизнь на Марсе существовала. Но то, что раньше Марс был готов для жизни становится фактом. «Нашей научной команде Марс всё больше кажется доступной к обитанию планетой», — говорит доктор Гротцингер. Причем, он имеет в виду не только область кратера Гейл, но и многие другие регионы Марса, причем в разное время существования этой планеты.
А Джон Грунсфилд, бывший астронавт, а ныне администратор НАСА по науке, говорит, что после пребывания «Curiosity» на Марсе в течение 28 месяцев этот вездеход дал возможность ученым заглянуть вовнутрь «античной жизни» планеты. Грунсфилд говорит: «Мы не знаем начиналась ли жизнь когда-нибудь на Марсе, но если да, то мы теперь имеем лучшую возможность обнаружить ее в ходе последующих экспедиций».
Еще одна трудность заключается в том, что пока не обнаружены органические компаунды — кирпичи жизни.
Но и это, возможно, скоро изменится. Прошлой весной команда, управляющая «Любопытством» сообщила, что обнаружила некоторые элементы органических соединений марсианского происхождения. НАСА назначила на 14 декабря пресс-конференцию в связи с ежегодным заседанием Американского геофизического союза, на котором будет представлена новая информация о поисках органических веществ на Марсе. «Наша предварительная интерпретация гласит, что имеются хорошие шансы на это, что органика, обнаруженная нами, марсианского происхождения», — говорит доктор Дэниель Глэвин из Годдарского центра космических полетов.
«Curiosity» не имеет на своем борту инструментария для обнаружения жизни, поскольку не было достигнуто согласие по поводу того, каким должен быть этот инструментарий. Правда, в 1977 году миссия «Викинга» засекла некую метаболическую активность на Марсе, но она оказалась настолько спорной, что НАСА, в конце концов, отвергла ее. Сейчас ученые исследуют различные орудия — от геологии до органической и минеральной химии, от атомных замеров до изощренных камер для установления того, могла ли жизнь возникнуть и сохраниться в кратере Гейла и других местах с аналогичными характеристиками.
Один из членов коллектива «Любопытство» Роджер Саммонс говорит, что данные, полученные от вездехода и других миссий на Марс показывают, что раньше Марс был весьма похож на Землю. Первый миллиард лет говорит он, обе планеты имели стабильную окружающую среду, которая могла поддерживать жизнь на достаточно существенный срок. И до сих пор обе эти планеты имеют одинаковую химию и иные процессы по форме камней и скал. Существует научный консенсус по поводу того, что жизнь на Земле возникла 3,8 миллиарда лет тому назад. То же самое можно сказать и о Марсе. Или, говоря словами доктора Грунсфилда, «я прихожу в волнение, представляя Марс 3-4 миллиарда лет тому назад, плавающим в густой атмосфере, словно в дыме от сигары, с голубым небом и облаками, горами, озерами и реками». Как видим, и ученые подвластны поэзии.
Многие общие черты между Марсом и Землей исчезли после того, как Марс, будучи меньше по размерам, чем Земля потерял большую часть своей защитной атмосферы к концу первого миллиарда лет. Поэтому искать признаки жизни на Марсе того периода можно только глубоко копая во всех смыслах этих слов, чтобы найти микробные остатки, спустя миллиарды лет. Да и идентификация этих остатков сложнейшая задача даже применительно к Земле, а тем более к Марсу.
Вот почему ученые уже давно требуют полета на Марс с целью доставки на землю пород камней и почвы с этой планеты для тщательного их анализа. Такие исследования начнутся с миссией на Марс в 2020 году. Сейчас подобных образцов ученые не имеют. Метеориты, которые долетают к нам, это единственное чем мы располагаем. Поэтому астробиологам приходится прибегать в поисках следов жизни к иным методам, «выколупывая» скрытые доказательства из почвы Марса. Так, поиск воды на Марсе идет уже десятилетия. Ему были посвящены несколько миссий спутников на Марс. Но до последнего времени ученые не были уверены, что впадины на поверхности Марса — результат водоемов, существовавших много лет назад или, например, лава углеводорода. Теперь благодаря ««Любопытству» существует широкий консенсус о наличии воды на «юном» Марсе.
О том, что произошло затем, существует две связанные между собой версии. Причем обе «намекают», на существование жизни на Марсе. Первая версия — частые извержения вулканов и падающие метеориты существенно разогрели планеты. Вторая версия — существовал водный цикл, требовавший глубоких озер и полноводных рек, требовавший наличия хот я бы одного океана на Северном полушарии Марса. Его дно было обнаружено учеными, хотя некоторые из них оспаривают это. Пока что нет окончательного подтверждения той или иной версии.
Но если проблему воды на Марсе можно считать решенной, сказать то же самое об органических компаундах еще нельзя. Некоторые из химических элементов оказались на Марсе в результате межкосмического песка или метеоритов как, впрочем, и на Земле. Но с предельной точностью они еще не обнаружены.
В ходе миссии «Любопытство» ученые нашли соль по имени перхлорат, которая на Земле уничтожает или трансформирует органические вещества в условиях сильной жары. Значительное количества перхлората было найдено и на Марсе в районе кратера Гейла. Это может быть свидетельством того, что органические химические элементы на Марсе, спасшиеся от радиационной «бомбежки», не устояли против «соли Земли». Но совершенных технологий еще не имеется для определения подобных процессов. Именно над созданием подобного инструментария под названием «Анализ образцов с Марса» работают сейчас многие ученые и технологи.
Как утверждает Марк Кауфман, автор недавно вышедшей книги «Марс с близкого расстояния. Что происходит внутри вездехода «Любопытство», «поиск жизни на Марсе — прошлой или настоящей — не будет ни прямолинейным, ни быстрым».
Итак, есть ли жизнь на Марсе?
Миннеаполис.