Сообщается, что награда присуждена ученым за их открытия клеток, которые составляют систему ориентации мозга.
Хотя награжденных трое, Нобелевскую премию поделят не на троих, а пополам. Одну половину получит Джон О'Киф, а вторую получат Мэй-Бритт и Эдвард Мозер – пятая супружеская пара в истории, получившая Нобелевскую награду.
Первый компонент системы ориентации был открыто британским ученым Джоном О'Кифом еще в 1971 году, а спустя несколько десятилетий супруги Мозер открыли другой ключевой элемент мозговой системы ориентации, сообщает Нобелевская ассамблея при Каролинском институте.
Психологу и нейробиологу Мэй-Бритт и ее коллеге Эдварду Мозеру чуть за 50 лет. Их считают пионерами в исследованиях последнего десятилетия по изучению механизмов мозга по представлению пространства. Супруги создали в 2002 г. Центр по биологии памяти. Вместе они уже становились обладателями престижных наград.
В список потенциальных кандидатов на премию-2014 попал, в частности, канадец Стивен Шерер, директор Центра прикладной геномики при Детском госпитале в Торонто – за его роль в открытия в области вариации числа копий – формы генетических различий между людьми, что может быть применено при изучении широкого спектра заболеваний. В качестве возможного претендента называли также имя австралийского иммунолога французского происхождения профессора Жака Миллера, занимавшегося еще в начале 1960-х гг. изучением вилочковой железы, крайне важной для иммунной системы. Американский физиолог Дэвид Джулиус назывался вероятным лауреатом-2014 за его открытия того, что рецепторы боли могут иметь одну и ту же реакцию на боль, температуру и острый компонент перца чили. Вообще, в прогнозах лидировали ученые из США.
В прошлом году, напомним, нобелевскими лауреатами в области физиологии и медицины стали ученые из США и Германии – Джеймс Ротман, Рэнди Шекман и Томас Зюдхоф – с формулировкой «за их открытия механизма, регулирующего движение пузырьков, основной транспортной системы в наших клетках».
Решение о присуждении премии в области физиологии и медицины принимается в Стокгольме Нобелевской ассамблеей, состоящей из 50 профессоров, работающих в Каролинском институте. Юридически эта ассамблея не зависит от Каролинского института, но расположена на территории его кампуса.
Как поясняет секретарь Нобелевского комитета по медицине Йоран Ханссон, «мы живем в то время, когда многие сделаны великие открытия и многие великие открыватели номинированы на Нобелевскую премию. Наша главнейшая проблема в том, чтобы выбрать среди всех этих высококвалифицированных кандидатов. В конце концов премию присуждают тому, кто сделал открытие, которое изменила парадигму в физиологии или медицине, кто изменил наше понимание жизни или медицинской практики. В начале наших дискуссий мы никогда не согласны друг с другом, но часто достигаем консенсуса, когда тщательно изучаем и обсуждаем кандидатов. В итоге Нобелевская ассамблея проводит тайное голосование, которое решает, кто получит премию».
Чаще всего в последние годы награды присуждаются за открытия, относящиеся к ДНК и молекулярной биологии. В период с 1901 по 2013 гг. было присуждено 104 нобелевских премий в области физиологии и медицины. При этом лишь в 38 случаях награду получал один лауреат – как правило, премию делят между несколькими учеными. За сто с лишним лет медицинского «Нобеля» получили десять женщин. Ни разу не было случаев посмертного присуждения премии.
При этом средний возраст лауреатов в медицинской сфере на момент присуждения составляет 58 лет. Самым младшим лауреатом премии в области медицины стал награжденный в 1923 году за открытие инсулина 32-летний Фредерик Бантинг. Самым пожилым лауреатом в момент награждения оказался 87-летний Пейтон Роус (1966 г.) за его открытия в области вирусов, вызывающих опухоль мозга.