Космические ученые поспорили из-за мух и гекконов

Что стало причиной смерти ящериц, так и осталось тайной

Своеобразный спор о комфортабельности космического полета для занятия сексом, а точнее размножения в условиях невесомости возник вчера между учеными, которые собрались обсудить первые итоги экспериментов, осуществленных на космическом аппарате «Фотон-М4» с июля по сентябрь. К слову сказать объекты для изучения спорного вопроса были из разных классов животного мира — ящерицы-гекконы и мушки-дрозофилы. Если последние выполнили свою программу максимум, дав во время полета несколько новых поколений, то гекконы отказались не только размножаться, но и есть, и вообще... умерли. Почему это произошло? При обсуждении возможных причин причин данного печального факта присутствовала корреспондент «МК».

Что стало причиной смерти ящериц, так и осталось тайной
Прошлый космический эксперимент гекконы перенесли благополучно.

Вообще-то, как заверили в самом начале собравшихся специалисты Института медико-биологических проблем РАН, ЦНИИмаша и ЦЭНКИ полет «Фотона-М4» признан весьма успешным, несмотря на то, что приземлился он на три недели раньше намеченного времени и из 130 запланированных экспериментов было выполнено чуть больше 120. В частности, за 45 суток полета ученым удалось запустить на борту «Фотона» рост кристаллов, которые в космосе должны получатся более чистыми, а значит из них можно будет создавать надежную микроэлектронику. Другой эксперимент - «Биотрансформация» показал, что в условиях невесомости можно с успехом перерабатывать отходы. Это сейчас они сгорают в плотных слоях атмосферы, а в будущем, когда наши корабли будут наконец бороздить просторы Вселенной, выброшенный за борт шлейф мусора потянется за ними до самого Марса. А это, по крайней мере не этично по отношению ко Вселенной.

Очень остались довольны полетом микробиологи, которые в эксперименте «Метеорит» с экспонированием микроорганизмов на внешней стороне космического аппарата в очередной раз получили доказательство теории занесения жизни на Землю из космоса. Ведь их бактерии, выжили, пройдя даже те самые плотные слои атмосферы! Может, вот так когда-то заселяли планету наши предки...

От микробов плавно перешли к мушкам-дрозофилам, которые превзошли все ожидания своих «опекунов», вернувшись бодрыми, здоровыми, словно они и не вокруг Земли летали, а возле подгнившего арбуза.

И только один из приглашенных гостей - профессор Сергей Савельев из Института морфологии человека РАН, испортил собравшимся настроение.

-Я представляю самый неудачный эксперимент, - начал Сергей Вячеславович, - мне легко быть объективным и посмотреть на дело более тщательным образом, поскольку я занимаюсь 25 лет космическими исследованиями на общественных началах, то есть без зарплаты.

Савельев напомнил, что уже третий раз экспериментировал с гекконами (два первых раза, кстати, были весьма успешными) и вместе с коллегами планировал, что за два месяца ящерицы впервые отложат яйца в условиях космического полета.

-Этого не получились, - с грустью констатировал профессор. - Первая причина - сроки полета были перенесены с весны на конец лета, а гекконы не любят размножаться ближе к осени. Вторая причина - температура на борту оказалась низковата. При низкой температуре гекконы отказывались от приема пищи, поскольку она у них просто не переваривалась бы. Видеозаписи кончаются в августе, и кто когда умер нам остается только гадать. Датчики давления работали со сбоями, отчего у нас также не имеется точных данных о давлении на борту.

Что показало вскрытие? - спросила я Савельева.

Скорее всего дело ни в кислороде, ни в температуре, ни в голодании. По гистологическим исследованиям, сыграли роль некие неучтенные факторы, очень похожие на резкий скачок давления.

- Повышение?

- Скорей понижение.

По окончании встречи в беседе с корреспондентом «МК» сотрудники ИМБП РАН высказали некоторое удивление аргументами, которые привел Сергей Савельев. Мол, в отличие от его гекконов мухи прошли все стадии: и зачатие, и оплодотворение, и вылупление, и созревание взрослого организма, и к слову сказать, смерть.. от старости.

С параметрами давления в атмосфере космического аппарата тоже все было нормально, - сказала нам сотрудница ИМБП. - Несмотря на временный сбой датчиков, у нас был живой индикатор — мухи. Так что никаких изменений давления там не было.

А из-за чего температура оказалась низкой? - спросила я у ведущего инженера Владислава Седлецкого из ИМБП:

- Из-за того что нештатно вышли на орбиту, аппаратура включилась только через двое суток. В итоге в среднем нам удавалось удерживать диапазон от +15 до +22 градусов, как и было заявлено.

Но Савельев был категоричен:

- Сравнение гекконов с мушками вообще недопустимо. Я это даже обсуждать не хочу. Наше требование для гекконов было +28 , не ниже. В любом случае, если эксперименты с гекконами когда-то и продолжаться, то уже без нас. Мы в эти игры больше не играем.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26635 от 27 сентября 2014

Заголовок в газете: Секс-скандал на орбите

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру