Потребность в лечении хронических заболеваний печени очень велика. До последнего времени выбор у таких больных был невелик: либо трансплантация, либо смерть. Пересадка больному печени от здорового человека связана со множеством условий: донор должен обладать крепким здоровьем, быть родственником больного и т.д. В общем, неспроста ежегодная потребность в трансплантации этого жизненно важного органа удовлетворяется в среднем только на 50 процентов.
В нашей стране этим вопросом в конце прошлого года неожиданно озаботилось Министерство обороны, объявив тендер на создание искусственной печени в крайне короткие сроки. Речь шла о нескольких месяцах. Все, кто имел отношение к данному вопросу, живо обсуждали тогда данную эскападу и пришли к выводу, что такой срок нереален. Заявку военные в итоге сняли.
А тем временем в Центре трансплантологии шла работа по созданию биоискусственной печени, о которой стало возможным заявить только сегодня. Ученые потратили на создание субстанции и отработке ее на лабораторных животных 3 года.
- Мы задумались, - нельзя ли для начала создать культуру клеток печени, которая могли бы выполнять функцию органа? - вспоминает Готье. - Отдельно клетки печени - гепатоциты размножаться и функционировать не будут. Для этого надо поместить их в специальный «каркас», создав ткане-инженерную конструкцию, а затем эту конструкцию переместить в больной орган.
- То есть, на первых порах, вы создали биоискусственную массу, которая обладала функциями печени?
- Да, мы создали ее на основе стволовых клеток костного мозга и клеток печени, а также особых материалов, которые помогают чужеродной массе приживаться в организме. Она оказалась полностью дееспособной, - выполняла все основные функции печени. Это очищение организма от аллергенов, ядов и прочих токсинов, обезвреживание лишних гормонов и витаминов.
- Как вы это проверили?
- Доклинические испытания проводились на лабораторных крысах, у которых предварительно была практически уничтожена печень. К тому, что от нее осталось, мы ввели нашу субстанцию с работающими клетками. В итоге, спустя 90 суток после трансплантации биоискусственного аналога печени, мы обнаружили в прежней, практически мертвой печени крысы жизнеспособные гепатоциты и новые проросшие сосуды. То есть, мы зафиксировали «оживление» печени и связанное с этим выздоровление нашей пациентки. Она жила и здравствовала и через год после пересадки, что вряд ли было бы возможным при ее первичном диагнозе.
- Вы дали надежду многим.
- Возможно, но прошу заметить, - мы не пытаемся вылечить цирроз печени. Мы можем либо поддержать орган в нормальном состоянии, что показали в нашем эксперименте с грызунами, либо удалить его и трансплантировать новый.
- А до этого этапа — далеко?
- Это только дело времени, и мы намерены в ближайшее время попытаться вырастить целую печень крысы отдельно от ее организма в биореакторе. Биомасса для этого упорядочивается, то есть как бы выкладывается слоями, формируется нужный нам орган, и выращивается в биореакторе. Ну а если этот опыт окажется удачным, после крыс можно будет переходить и к пересадке искусственного органа человеку.