В Арктике пытаются разгадать тайну героя знаменитой повести «Два капитана»

Помочь исследователям должны дрейфующие буи

Возможно, уже в скором времени сюжет «Двух капитанов» удастся «перевести в реальность». – Только что завершилась очередная полярная экспедиция на архипелаг Земля Франца-Иосифа, участники которой пытаются приоткрыть завесу тайны над одной из самых загадочных страниц истории освоения Арктики, которая и была использована автором знаменитой повести.

Помочь исследователям должны дрейфующие буи

Как известно, прототипом одного из главных героев повести В. Каверина – капитана Татаринова, является русский исследователь севера Георгий Брусилов. В 1912 г. экспедиция под его руководством отправилась в Арктику на шхуне «Святая Анна», чтобы попытаться пройти Северным морским путем (этот важный географический российский проект был приурочен к празднованию 300-летия Дома Романовых). Труднейший ледовый поход продолжался в 1913, 1914 г.г., однако финал оказался трагическим: «Святая Анна» бесследно исчезла. Из всего экипажа уцелели лишь штурман Альбанов и матрос Конрад, покинувшие шхуну в апреле 1914-го и сумевшие по льдам добраться до «большой земли». Вплоть до недавнего времени кроме дневников Альбанова и сделанных им выписок из судового журнала никаких других свидетельств, рассказывающих о беспримерной полярной эпопее, не было. Однако усилиями группы энтузиастов, которую возглавил Почетный полярник России Олег Продан, удалось отыскать в Арктике некоторые вещественные следы экспедиции Брусилова и даже обнаружить останки одного из ее участников. А теперь предпринята попытка найти фрагменты и самой шхуны.

– Эта мысль раньше казалась мне совершенно фантастической, – рассказывает Олег Леонидович. – Ну как отыскать среди бескрайних арктических просторов «песчинку» – лишь гипотетически уцелевшие и выброшенные где-то на берег детали и фрагменты корпуса шхуны, вещи экипажа «Святой Анны», неизвестно где и неизвестно когда погибшей? Ведь это даже не иголка в стоге сена! Но вот появилась идея: что если попробовать проследить при помощи современного навигационного оборудования возможный путь дрейфа шхуны и узнать таким образом наиболее вероятные места арктического побережья, куда могло сто лет назад выбросить остатки ее после кораблекрушения? Схема простая: благодаря дневникам Альбанова известны точные координаты нахождения «Святой Анны» в апреле 1914-го – в последние дни, когда штурман еще находился на ее борту. Нужно в те же дни и в тех же точках установить метео-буи и проследить за их дрейфом. Есть вероятность, что какой-то из них в итоге окажется выброшен на сушу, вот там и следует искать вещественные следы исчезнувшей брусиловской экспедиции. Шанс, конечно, очень небольшой, но все-таки шанс!

Реализовать задуманное удалось во время только что закончившейся комплексной экспедиции на архипелаг Земля Франца-Иосифа, которая была организована клубом «Живая природа» при поддержке Пограничной службы и Авиации ФСБ. В период с 1 по 14 апреля мы работали в самой «арктической глубинке». Очень эффективным оказался при этом легкий вертолет R-66, который участвовал в экспедиции. Его экипаж – командир Дмитрий Ракитский и пилот-штурман Михаил Фарих, установил при этом несколько настоящих мировых рекордов. Впервые вертолет такого класса своим ходом добрался из Подмосковья до островов в Северном Ледовитом океане, сумел приземлиться на самой северной точке Евразии – мысе Флигели на острове Рудольфа, входящем в архипелаг Земля Франца-Иосифа, и даже достиг географической точки Северного Полюса.

Именно на вертолете мы добрались до заранее намеченных точек установки на лед трех буев. Теперь эти электронные «следопыты» со спутниковой системой «Аргос», снабженные встроенным приемником GPS, самостоятельно путешествуют по Арктике, передавая свои координаты (судя по принятой информации, за прошедшие с момента старта почти три недели один из буев уже преодолел свыше 200 км). После расшифровки принятых сигналов треки наших буев мы будем выкладывать на сайт в Интернете, так что любой желающей сможет следить за дрейфом.

Снаряжая буи, мы постарались предусмотреть разные варианты развития событий со шхуной Брусилова. Возможно, судно было раздавлено льдами, его деревянный корпус распался на фрагменты, тогда самые мелкие из них дрейфовали под действием ветра, а крупные – под действием подповерхностных течений. Поэтому буи мы снабдили подводными парусами, чтобы они могли «ловить течения» в океане после того, как лед под ними протает, и эти «шарики с электронной начинкой» окажутся в воде. К слову сказать, на самом деле «начинка» каждого из наших буев в основном состоит из аккумуляторов: мы зарядили их с таким расчетом, чтобы хватило на полтора года работы. Уж за это время хоть один из них до какого-нибудь берега да доплывет (впрочем, может и льдинами расплющить, и толстыми слоем снега завалить... – тогда наши планы и надежды пойдут прахом ).

– Хотя бы приблизительно предполагаете, где может быть конечный пункт маршрута ваших «следопытов»?

– Это могут быть самые разные места – вплоть до берегов Исландии и северного побережья Гренландии, где люди практически не бывают.

– Насколько «адекватным» будет проводимый вами эксперимент? Ведь со времен дрейфа «Святой Анны» прошло сто лет, климат в Арктике нынче совсем не тот...

– Я консультировался у гидрологов. И они заверили, что, несмотря на все изменения в ледовой обстановке генеральные течения в арктических водах не меняются. Так что моделирование дрейфа будет вполне корректным...

Нынешняя экспедиция, отправившаяся на поиски следов Брусилова – уже четвертая по счету. Во время работы в Арктике в период с 2010 по 2012 г.г. Олег Продан и его товарищи смогли обнаружить на самом отдаленном и потому редко посещаемом клочке суши в архипелаге Земля Франца-Иосифа – на острове Земля Георга, останки одного из участников брусиловской экспедиции, ушедшего со шхуны с отрядом штурмана Альбанова. «Нам очень повезло, – вспомнил об этом эпизоде Олег Леонидович, – водой кости вымыло из-под завалов камней, так что их можно было увидеть.» Останки теперь проходят идентификацию в институте криминалистики.

– Мы знаем, что из числа ушедших с Альбановым погибло в пути четверо. Предварительные данные экспертизы, которая проведена под руководством известного специалиста, профессора В. Звягина, уже позволили определить, что найденные останки не могут принадлежать одному из руководителей этой группы – Максимову: он «не проходит» по возрасту. Остаются еще трое – Ян Регальд, Павел Смиренников и Петр Губанов. Через архивы Белоруссии и Прибалтики удалось найти живущих ныне родственников Регальда и взять у них образцы биоматериала для сравнительного анализа ДНК. Однако провести саму эту экспертизу оказалось очень проблематично: специалисты до сих пор не могут расшифровать ДНК из найденных нами останков неизвестного полярника. По мнению ученых в этом «виноваты» испытательные ядерные взрывы, проводившиеся когда-то Советским Союзом в Арктике: излучение от них «накрыло» Землю Франца-Иосифа и нарушило цепочки молекул ДНК в костях покойника... Хотя по антропологическим данным – очень похоже, что останки принадлежат именно Регальду. Что касается двух других возможных «претендентов» – Губанова и Смиренникова, то об этих людях, кроме их имен и фамилий, занесенных в судовой журнал экспедиции Брусилова, ничего не известно, так что поиск обещает быть очень непростым. Нужны энтузиасты, которые бы этим решили заняться.

Кроме того, на Земле Георга найдены также некоторые вещи «брусиловцев», снаряжение, даже фрагменты дневников. Это на сегодняшний день – единственные сохранившиеся документальные свидетельства об экспедиции Брусилова.

– Обследуя в 2011 г. место временного лагеря группы Альбанова на Земле Георга, мы нашли даже титульный лист дневника, а среди страниц с записями обнаружились чертеж паровой машины «Святой Анны» и копия карты Северного морского пути. Проведенная почерковедческая экспертиза показала, что все дневниковые записи, обнаруженные нами, сделаны одним человеком. Вероятнее всего это – Петр Губанов. В настоящее время найденные нами реликвии из лагеря «брусиловцев» на Земле Георга переданы в Архангельский краеведческий музей.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру