Газета «Московский комсомолец» в Воронеже» выходит в среду, 1 сентября, в День знаний. И поэтому, и потому, что все мы когда-то учились в школе, пройти мимо этой темы невозможно.
Лично я училась в простой районной школе, которая не имела приставки лицея, колледжа или УВК. Зато она имела порядковый номер 2.
Тогда, 18 лет назад, у нас не было ни компьютеров, ни интерактивных досок, ни лингафонных классов по изучению иностранного языка. Учителя писали белым мелом по черной доске, да и учебники не были ярко, как сегодня, разукрашены картинками. Это относится и к тетрадям. Тоненькая светло-зеленая тетрадка в клеточку до сих пор вызывает у меня только положительные эмоции.
Сегодня все иначе: с глянцевых обложек тетрадей не сходят звезды эстрады, пенал напоминает произведение искусства, а в дневниках так сразу и не разберешься, где посмотреть оценки.
Гламуриада стала неотъемлемой частью нашей жизни, поэтому неслучайно, что и предметы школьного обихода, в том числе и учебные, не избежали данного влияния. Не хочу давать этому оценок. Полагаю, что в этом нет ничего плохого. Это, как лак для ногтей. Кто-то красит бесцветным, кто-то красным. На вкус и цвет товарищей нет.
Другое дело, что, на мой взгляд, за всем этим, скажем обтекаемо, украшательством, возможно, оказывается завуалированной сама суть школьной работы – обучение учащихся, повышение уровня знаний и так далее.Будучи человеком, находящимся не внутри, а вне системы школьного образования, я говорю о том, что слышу.
Да, национальный проект в области образования сыграл свою существенную роль, повысив и престиж работы учителя, и материально-техническую базу учебных заведений. Но у меня сложилось стойкое ощущение, что, когда мы говорим о сфере обучения, то на первый план выходит тема материальная: новейшие компьютеры, «говорящие доски» и другие достижения современной цивилизации, без которых процесс образования «ну, просто невозможен». Я согласна, что материально-техническая база в наш век информационных технологий имеет большущее значение. Но эта тема не должна превалировать. Содержание должно соответствовать форме. Конфеты мы выбираем не по фантикам, а по вкусу.
Полагаю, что из нашего образования должен уйти совершенно не свойственный этой сфере пафос, поскольку получение знаний – это долгий, кропотливый труд. Например, когда я стала студенткой Воронежского факультета журналистики, мои сокурсники, пришедшие в университет из лицеев и колледжей (мода на них в те времена только начиналась) смотрели на меня несколько настороженно. Я-то закончила всего-лишь Эртильскую среднюю школу № 2, а они – колледжи. Правда, впоследствии интерес к занятиям у лицеистов потихоньку начал пропадать. Они достаточно редко появлялись в аудиториях… Мне же было все интересно. В итоге я закончила факультет с красным дипломом и поняла одну простую истину, что любознательность и работоспособность помогут добиться успеха в любом деле. Знания – круче понтов!
Поэтому какой бы мощной ни была в учебном заведении материально-техническая база, ключевым остается такой фактор, как совместный труд учителя и ученика. В современном мире еще не научились закачивать школьникам знания прямо с интерактивной доски в голову. Мы же не киборги, а люди.
В продолжение материально-школьной темы хочу рассказать еще одну историю. В 2000 году я проходила стажировку в шведской городской газете. Принимающая сторона в свободное время возила нас на экскурсии, в том числе и в образцовую шведскую школу. Она была расположена под Стокгольмом и имела статус районного учебного центра, поскольку в нее на школьных автобусах свозят ребятишек из прилегающих населенных пунктов.
Большая территория, бассейн, огромный стадион, но это было не главным. Самое интересное, что у ребятишек не было ни школьных тетрадей, ни дневников. Вместо этого они использовали ноутбук: сидели с ним на уроках, делали домашнюю работу. В нем же хранились и учебные программы, и другая необходимая информация.
Причем ноутбук выполнял не просто функции тетради и учебника, но и был инструментом связи с учителем. Так, выполненную домашнюю работу они пересылали педагогу, тот проверял и отправлял обратно. Не буду вдаваться в технические подробности, но меня данная система очень удивила. Я не знаю, чего в ней было больше: знаний или понтов. Шведы говорили, что с ноутбуками им просто удобно учиться. Глядя на это чудо, понимаешь, что российское образование идет по своему особому пути. Подтверждение тому и Единый государственный экзамен, и поборы с родителей на нужды класса, и так далее, и тому подобное. Главное, чтобы следуя по «особому пути», мы не забывали собственно учиться, а любую дорогу осилит идущий.