Накануне Дня учителя автор, корреспондент «МК в Туле», побывала в гостях у Екатерины Андреевны Юдиной, бывшей учительницы начальных классов школы № 21 Пролетарского района, Отличника народного образования, ветерана труда и труженика тыла.
Для сотен мальчишек и девчонок, которым выпало счастье пройти ее удивительный курс первых наук, она на четыре года становилась второй мамой. Примечательно, что среди ее учеников были экс-мэр Владимир Могильников и другие руководители города.
В разные годы она учила их азбуке и чистописанию, чтению и математике. А начиналось все так…
«Я буду работать учительницей!»
Такое заявление сделала семилетняя первоклассница Катя своим родителям, когда вернулась однажды домой из школы. Ее первая учительница Ольга Григорьевна стала для нее примером для подражания.
– Я родилась и жила в небольшом городке Челябинской области – Юрюзани, на Урале. Когда пошла в первый класс, мне настолько понравилась моя первая учительница Ольга Григорьевна, что я сразу решила для себя, что стану таким же педагогом, как и она. У нас была большая семья. Отец работал в управлении торговли, мы жили обеспеченно. Мама без конца твердила мне и моим братьям и сестрам, чтобы все мы учились. После седьмого класса я поступила в Челябинское педучилище. Отец меня уговаривал отказаться от этой затеи, говорил, что нужно продолжать учиться в школе, и я еще успею наработаться. Ему хотелось, чтобы я поступила в институт. Но я была непреклонна в своем решении – работать с малышами, как Ольга Григорьевна. С этим желанием, этой мыслью и прошла вся моя жизнь, – увлеченно рассказывает Екатерина Андреевна.
– Когда началась война, я стала работать в школе. В военные годы я встретила свою судьбу – молодого человека, который был родом из Тулы. Вскоре после знакомства мы поженились. Когда закончилась война, муж стал уговаривать меня переехать к нему на родину. Я согласилась. Тула нас встретила не розами. Это был настоящий кошмар: нищета, в одной комнате ютились несколько человек. Боже мой! Такое я только в Туле увидела. Мы жили с родителями мужа и сестрой с маленькой дочерью – итого вшестером в комнате 15 квадратных метров! Спали под столом, потому что больше свободного места не было. Я даже понятия не имела, что так можно жить. Я начала плакать, что хочу вернуться домой. На одном из семейных советов меня решили отпустить на родину. Я сказала мужу, что не приеду до тех пор, пока не появится свое жилье. Мы приехали в августе, в конце октября я уехала обратно домой. Прошла зима, мы писали друг другу письма. А в марте 1947 года муж прислал мне телеграмму: получил квартиру, выезжай немедленно. И я вернулась в Тулу.
Новая квартира была тоже с подселением. Комната – 9 квадратных метров. В магазинах ничего невозможно было купить. Из мебели у нас стоял только один сундук с моими вещами. Потом со временем обжились. Я устроилась трудиться в 21-ую школу в Пролетарском районе на улице Кирова, где и проработала 40 лет. Самыми сложными, конечно, были первые послевоенные годы. Мало того, что дети были психологически неуравновешенными после войны, в городе свирепствовали беспросветная нищета, голод, болезни. Вот и сейчас до сих пор с содроганием вспоминаю, как нас, учителей начальных классов, заставляли ежедневно проверять вшей у учеников. Я в то время беременная была и едва успевала после таких проверок добежать до туалета – выворачивало наизнанку. Но и это меня не остановило. Желание работать учителем стало только крепче. Мне очень нравилась моя работа. За все эти годы у меня ни разу не возникло желания сменить профессию. Я представляла себя только в школе.
«Володя подарил французские духи»
– Екатерина Андреевна, расскажите, пожалуйста, о Ваших учениках. Запомнился ли Вам кто-нибудь из них? Помнят ли Вас они?
– Меня очень быстро узнали в нашем микрорайоне. И когда проходил набор в первый класс, родители в очередь становились, чтобы записаться ко мне. Да и школа наша была одной из лучших в городе. Все старались прийти к нам учиться. Классы были хорошие, большие, до 40 человек. Меня любили и дети, и родители. Бывало, придешь на торжественную линейку, посвященную 1 сентября, только к школе начнешь подходить, как уже слышишь: «Ой, наша Екатерина Андреевна, наша Екатерина Андреевна!». Я за лето так наскучаюсь по своим ученикам, а они по мне.
В разные годы я учила ныне известных тульских руководителей. Среди них был Владимир Могильников. Я очень близко знала его родителей. Ведь у нас было заведено так: в течение первого года я должна была познакомиться со всеми родителями, обойти всех своих учеников, чтобы узнать, в каких условиях они готовят уроки.
У Вовы Могильникова была простая семья: папа с мамой у него работали на Кировском заводе. Володя был старательным мальчиком, учился хорошо. Бывало, тройку получит, ревет по дороге домой – боялся получить наказание от родителей.
Когда Володя работал в администрации Пролетарского района, он никогда не забывал меня, всегда поздравлял с Днем учителя, 8 Марта. Если организовывались какие-нибудь школьные вечера районного масштаба, его помощники находили меня и приглашали. Однажды меня пригласили на районный праздник, посвященный Международному женскому дню. На этом мероприятии Володя сел рядом со мной, обо всем расспросил и подарил мне французские духи. Потом еще несколько раз я ездила на подобные праздники. В последний раз я по состоянию здоровья отказалась. Так за мной Володины помощники прислали белую «Волгу». По-дружески у нас с ним сложились отношения. Как-то раз он был у меня в гостях со своими одноклассниками. Ко мне до сих пор приходят ученики. Многие из них уже стали бабушками и дедушками, представляете?..
Вот такие ребята были у меня в классе. Я очень горжусь тем, что мои ученики занимали и занимают высокие должности, да и просто они у меня замечательные .
Это – как любовь с первого взгляда
– Екатерина Андреевна, по прошествии стольких лет Вы наверняка вывели для себя какую-то формулу успеха в профессии. В чем главный секрет первой учительницы?
– Главное – это любовь к детям. Не знаю, какой уж тут успех, но я всегда старалась подружить ребят между собой. Мало того, вовлекала в этот процесс родителей. Я не давала каких-то энциклопедических знаний или очень уж специфических умений и не требовала от детей особенных способностей к тем или иным предметам. Главное – дать основную базу, ведь дальнейшие успехи ребенка в учебе определяются тем, как он научится воспринимать новые знания за первые четыре школьных года. Важен также и контакт между учеником и учительницей. Это – как любовь с первого взгляда.
– Первоклашки сегодняшние сильно отличаются от прошлых поколений?
– Я наблюдаю такую закономерность: все развивается по синусоиде. Подъем, спад, опять подъем. Самые талантливые детишки были в прошлые годы. Очень эрудированные, начитанные, буквально все схватывали на лету. А сейчас, вот парадокс, несмотря на обилие информации вокруг, кругозор у многих очень узок. Дети не знают элементарного – цифр, букв, хотя и воспитываются вроде в нормальных семьях, и родители заботливые. Но какая-то поверхностность чувствуется. Когда я работала в школе, мы были ближе к детям, мы несли ответственность за них. Думаю, что и знания они получали лучше, чем сейчас. Во всяком случае, такого выражения: «Наймите репетитора» – раньше вообще не было.
Что значит – наймите репетитора? Вы научите, как положено. У нас было заведено так: если я видела, что ребенок в чем-то отстает, чего-то не понимает, я всегда занималась с ним дополнительно. Меня об этом никто не просил, потому что я отвечала за каждого ученика. Сейчас все изменилось.
Часто когда ребята приходят ко мне в гости, они говорят мне: «Екатерина Андреевна, от вас веет нашим детством. Вы для нас есть и всегда будете первой учительницей. Потому что первая учительница у каждого – одна-единственная…».