— Николай Васильевич, почему в Новосибирске уже почти год не действует такой нормативный акт, как правила пользования наземным пассажирским транспортом? На наш взгляд, из-за этого возникает множество проблем.
— Я так понимаю, что речь идет о документе, утвержденном решением Совета депутатов города Новосибирска в 1999 году, — «Правила пользования наземным муниципальным транспортом (автобусом, троллейбусом, трамваем) в городе Новосибирске». За истекшие годы существенно изменилась сама система организации транспортного обслуживания населения, на рынке регулярных пассажирских перевозок сформировался новый кластер перевозчиков, взаимоотношения с которым данный документ в принципе не регулировал. Не менее важный фактор, повлекший за собой отмену документа, — принятие на федеральном и региональном уровне ряда нормативно-правовых актов в сфере организации пассажирских перевозок. Речь идет, в первую очередь, о Федеральном законе «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и Постановлении правительства РФ «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». На сегодняшний день именно этими документами регулируются отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным и городским электрическим транспортом, устанавливается порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, определяются условия перевозок, в том числе требования к перевозчикам, владельцам объектов транспортной инфраструктуры и пассажирам. Тем самым государством установлены основные и обязательные для всех участников условия осуществления регулярных перевозок наземным пассажирским транспортом. Так что заявления о возникшем с отменой решения городского Совета правовом вакууме в данном вопросе беспочвенны.
Более того, департаментом разработаны «Правила пользования наземным транспортом общего пользования городского сообщения в городе Новосибирске» для всех видов общественного пассажирского транспорта, вне зависимости от формы собственности, в обязательном порядке учитывающие нормы федерального и регионального законодательства в этой сфере и в то же время расширяющие отдельные его положения. Сейчас документ проходит процедуру согласования в профильных департаментах мэрии и до конца этого года будет утвержден постановлением мэра.
— Недавно на страницах «МК в Новосибирске» депутат горсовета Александр Люлько посетовал, что раньше народные избранники могли участвовать в конкурсной комиссии муниципалитета по распределению маршрутов, а теперь конкурс проводится в закрытом режиме. Согласны ли вы с этим мнением?
— Совершенно не согласен. Действительно, в последнее время не было ни одного заседания конкурсной комиссии по распределению городских маршрутов. Однако если уважаемый депутат не в курсе, я напомню: описанные им конкурсные процедуры проводились в соответствии с Положением о конкурсе на право выполнения пассажирских перевозок по муниципальной маршрутной сети, утратившим силу на основании решения Совета депутатов Новосибирска от 5 декабря 2007 года. Также уточню, что по итогам прошедших конкурсов договоры на обслуживание автобусных маршрутов были заключены сроком на 7 лет, которые еще не истекли. Сейчас привлечение перевозчиков к выполнению пассажирских перевозок по вакантным выходам муниципальных маршрутов регулярного сообщения регламентируется соответствующим порядком, утвержденным постановлением мэрии Новосибирска от 16 июня 2008 года. В соответствии с п. 2.5. данного Порядка разрабатывается конкурсная документация для проведения открытого конкурса на право заключения договоров об организации пассажирских перевозок. Проект находится в стадии проработки. К нынешней осени, когда будут подходить к концу сроки договоров с рядом перевозчиков, нормативная база по проведению конкурсов на перевозки будет доработана.
Что касается участия в них представителей городского Совета, то решением Совета депутатов Новосибирска в состав комиссии по проведению конкурсов делегированы Юрий Зарубин и Игорь Кудин.
Не принимаю и претензий по поводу непрозрачности нашей деятельности. Регулярно проводятся заседания рабочей группы по разработке предложений о транспортной разгрузке магистралей города, членами которой являются и представители различных структурных подразделений ГИБДД, Госавтодорнадзора, муниципальных органов исполнительной власти, перевозчики, представители общественности. Ежемесячно проводятся заседания межведомственной комиссии по вопросам организации транспортного обслуживания Новосибирска, на которых подводятся итоги работы отрасли за истекший период, разбираются нарушения со стороны отдельных перевозчиков с их непременным участием.
— Были ли случаи, когда за нарушения перевозчики лишались маршрутов?
— Наш департамент никого с маршрутов не снимает, но мы, в случае нарушения перевозчиками условий договоров, выходим с соответствующим ходатайством на межведомственную комиссию. Есть примеры, когда вызывали туда недобросовестных предпринимателей, высказывали им свои замечания, выслушивали объяснения и давали срок для устранения недостатков. Обычно к нашим замечаниям прислушиваются.
— Есть нарекания со стороны пассажиров по поводу изменений маршрутов. В частности, два года назад поменялась схема движения маршрутного такси № 1251. Конечные остановки остались те же — «Родники» и железнодорожный вокзал, но продолжительность поездки возросла почти в два раза. Если раньше он был проложен через Дзержинский район и пользовался большой популярностью у пассажиров, то теперь он двигается через вещевой рынок, затем колесит по Октябрьскому району...
— Этот маршрут и сейчас пользуется не меньшей популярностью, к тому же он далеко не единственный, обеспечивающий возможность доехать без пересадки от вокзала до «Родников». Действующая маршрутная сеть позволяет совершать поездки по указанному направлению и по Красному проспекту, и по ул. Д. Ковальчук через пл. Калинина и далее по ул. Б. Хмельницкого либо Мочищенскому шоссе. Указанный же маршрут, помимо обеспечения транспортной связью «Родников» с железнодорожным вокзалом, обслуживает улицы Военную, Пролетарскую, Волочаевскую, где избытка общественного пассажирского транспорта не наблюдается.
— Вообще, как вы относитесь к просьбам горожан изменить маршруты, добавить новые? Так, когда сдали эстакаду на улице Кирова, новых маршрутов на этом участке не открыли. И ряд жителей Октябрьского района были недовольны этим. Другие, проживающие в районе педуниверситета, напротив, жалуются, что из-за изменения схемы движения автобусного маршрута № 31 им приходится добираться до муниципальной поликлиники на остановке «Инструментальный завод» с пересадками.
— Как я уже говорил, практически все предложения по изменению схем движения регулярных маршрутов общественного пассажирского транспорта выносятся на рассмотрение рабочей группы. Да и открытых маршрутов, считаю, более чем достаточно, поэтому в первую очередь маршрутную сеть планируем развивать за счет перераспределения имеющихся транспортных средств, в том числе и по вновь открываемым магистралям, таким как продолжение ул. Кирова. Что касается непосредственно маршрута № 1131 «Вокзал — Ключ-Камышенское плато», то с изменением пути его следования на ул. Кирова действительно ухудшилась ситуация с транспортным обслуживанием ул. Добролюбова. Я думаю, что вопрос необходимо будет рассмотреть на ближайшем заседании рабочей группы. На перспективу развития участка сети по продолжению ул. Кирова через эстакаду с выходом на ул. Выборную до ТЭЦ-5, а в последствии и до Ключ-Камышенского плато, планируется продлить троллейбусную линию от конечного пункта «ул. Ленинградская».
— Есть еще одна проблема, замедляющая выезд жителей Калининского района в центральную часть города. Это трамвайные пути по улице Богдана Хмельницкого. Подвижной состав здесь ходит нечасто, а от площади Калинина до Учительской ездит множество автобусов и троллейбусов. Почему не убрать трамвай, как, например, поступили на проспекте Дзержинского?
— Ставка на автомобильный транспорт, как и на другие уличные виды транспорта, в условиях мегаполиса себя уже не оправдывает. В общем автотранспортном потоке эксплуатационная скорость снижается до 8-10 км/час. В этих условиях одним из приоритетных направлений развития общественного транспорта должно стать развитие системы легкорельсового транспорта. Нужно создавать сеть скоростных и ускоренных трамвайных линий. Современный подвижной состав обеспечивает широкий диапазон провозной способности, высокую среднюю скорость (до 30 км/час), а также обеспечивает все преимущества современного электротранспорта — экологичность, плавность хода, невысокие эксплуатационные затраты. Это развитие необходимо производить на базе существующей трамвайной сети с реконструкцией отдельных участков и строительством новых линий. Трамвайная линия по ул. Б. Хмельницкого и ул. Д. Ковальчук должна стать звеном линии скоростного трамвая в направлении ж/м «Родники» и «Снегири».
— Всегда ли обоснованы решения о ликвидации давно действующих и пользующихся спросом у населения остановок? Например, не всем понравилось недавнее решение о закрытии остановки «Завод», что была на площади Калинина и позволяла пассажирам из Калининского и Заельцовского районов быстро пересесть на транспорт, следующий в сторону городского аэропорта и Мочище.
— Проводившаяся поэтапная реорганизация зон посадки и высадки пассажиров в районе пл. Калинина преследовала основную цель — обеспечить пропускную способность ул. Д. Ковальчук, исключить заторы. В принципе, остановочный пункт пассажирского транспорта, размещенный непосредственно у проезжей части, без заездного кармана и выделенной полосы движения, сам по себе источник повышенной опасности, и его ликвидация дает положительные сдвиги в обеспечении беспрепятственного движения транспорта. В этом могли убедиться все участники дорожного движения после завершения даже первого этапа — ликвидации остановки у ТЦ «Калина». С завершением второго этапа, предполагавшего ликвидацию остановки на противоположной стороне ул. Д. Ковальчук, у дома № 266, с организацией трех зон посадки и высадки пассажиров в кольце пл. Калинина — у домов по адресу Красный проспект №№ 188, 186/1 и 186, проблем с движением транспорта по ул. Д. Ковальчук в обоих направлениях стало ощутимо меньше. При этом приняты все меры к обеспечению безопасности и удобства пассажиров. Выделен отдельный участок для движения общественного транспорта, здесь не допускается отстой стороннего транспорта, посадка и высадка пассажиров распределена по направлениям.
— Важная тема для Новосибирска — метро. Каковы перспективы метростроения в городе на ближайшие годы?
— Станцию «Золотая нива» мы планируем ввести в строй до 1 октября. Далее надо будет привести в порядок все, что с этим связано. Вообще же, строить метро без поддержки федерального бюджета очень сложно. Пока оттуда денег не обещают.
— Может, стоит провести общественное обсуждение на тему, какую нам станцию метро строить следующей?
— Полностью здесь согласиться не могу. К общественному мнению надо прислушиваться, но нельзя, чтобы оно нами командовало. Ведь именно протесты инициативных общественников не позволили начать строительство третьего моста через Обь в 90-е годы. Они выступали в защиту Бугринской рощи. Окончательного решения о следующей станции, будет ли это «Площадь Станиславского» или «Гусинобродская», нет.