Возможность взглянуть на земной шар с высоты 300-350 километров выпадает не каждому. Только космонавты знают, как с такого расстояния выглядят Волга или знаменитый Большой Каньон Колорадо, пирамиды Гизы или барханы Сахары. Но лишь один космопроходец решил поделиться впечатлениями с землянами.
– Самое прекрасное, что есть на орбите – это возможность видеть родную Землю. Воспринимать ее сердцем. Из космоса кажется, что наша планета – хрупкий шарик. Его хочется согреть в ладошках. Я решил все увиденное мною запечатлеть на пленке и показать людям, – рассказывает Федор Юрчихин. – Как я снимаю? Открываю иллюминатор, высовываюсь, быстро щелкаю и залезаю обратно... Шутка! Снимать приходится через иллюминатор. Сначала я подолгу выжидаю, когда солнце не будет попадать на стекло, создавая блики. Потом тщательно протираю стекло. Иногда протирать его приходится и во время съемки: нет-нет, да увлечешься, придвинешься слишком близко и заденешь носом.
Поначалу Федор Николаевич снимал все подряд: побережья, каньоны, озера, города. Потом стал концентрироваться на редкостях. Оказывается, многие места на планете трудно сфотографировать из-за царящих там погодных условий. Например, над Панамским каналом все время облачно.
– Я несколько месяцев сидел в засаде, ожидая хорошей погоды, чтобы сделать снимок, – говорит астронавт. – В итоге мне это удалось. А вот Улуру, массивную скалу в Австралии, во всей красе так и не получилось снять. Свет все время падал так, что скала казалась коричневой. На самом деле она ярко-оранжевая.
В последней долгосрочной экспедиции на орбите космонавт сделал более тысячи фотографий. 70 лучших снимков представлены на экспозиции в Нижегородском планетарии. Спираль тайфуна над Атлантикой, сопки Камчатки, дымка пожаров в Греции и тонкая паутинка Волги – все, что видно из космоса невооруженным глазом, отражено на фотографиях. А также – немногие страницы жизни экипажа космического корабля: интерьеры, скафандры, люди за работой.