Как сообщило 6 октября агентство «Сутяжник-Пресс», в федеральный суд Невьянского района Свердловской области от Романа Ковбоши направлено исковое заявление о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда в сумме 500 тысяч рублей. В качестве ответчиков Роман указывает Министерство финансов Свердловской области и Отдел внутренних дел по Невьянскому городскому округу.
«Поводом послужило не адекватное поведение сотрудников вневедомственной охраны, засадивших ему пулю в живот и пытавшихся возбудить против него уголовное дело, якобы за нападение на милиционера, вместо спасения беспомощного и истекающему кровью ночью на центральной улице поселка Верх-Нейвинск человека.
Следует особо отметить то, что после того как раненного спасли врачи, а преступника, которого ловили и осудили, ни сам стрелок, ни его охранное ведомство не удосужилось поинтересоваться судьбой изувеченного ими человека. Не извинились, не постарались морально или материально загладить свою вину. Более того, следственный комитет известил маму жертвы бесчеловечного обращения, что прекращают заведенное против нее уголовное дело», – сообщило в своем релизе ИА «Сутяжник-Пресс».
Напомним, пресс-служба СУ СКП РФ по Свердловской области произошедший в Верх-Нейвинске инцидент описывала так: «В ночь с третьего на четвертое июля 2010 года в отделение милиции по Невьянскому и Верх-Нейвинскому городским округам поступило сообщение о совершении грабежа. В связи с чем отделом вневедомственной охраны, с участием потерпевшего, принимались меры к установлению и задержанию подозреваемого. Так, при задержании 18-летний молодой человек, которого потерпевший опознал на месте, оказал сопротивление сотруднику милиции и пытался ухватиться за ствол автомата «Калашников» (АКСУ-74), который находился в руках у милиционера отдела вневедомственной охраны при ОВД по Невьянскому и Верх-Нейвинскому городским округам – 29-летнего Александра Делидова. В связи с чем произошел одиночный выстрел, в результате которого молодому человеку причинено огнестрельное ранение бедра».
Как мы видим, правозащитники сутяжника заявляют о ранении в живот, а правоохранители указывали, что Роман был ранен в бедро. Если ознакомиться с исковым заявлением Романа Ковбоши, то обнаруживается еще больше противоречий между официальными данными и точкой зрения пострадавшего.
Предлагаем вашему вниманию полный текст иска Романа, представленный на сайте ИА «Сутяжник» http://sutyajnik.ru/documents/3657.html (орфография и пунктуация – истца):
«04 июля 2010 г. в 04 часов 07 минут я возвращался домой с дискотеки вместе с с Фризен Кириллом и Фризен Александром, Ярославцевым Александром, Щегольковым Александром Постояв у дома No. 31 по ул. Евдокимова мы пошли к магазину «24 часа». В этот момент к нам на автомобиле Дэу подъехал сотрудник милиции с кем-то и окликнул нас. Мы бросились бежать врассыпную, чтобы не связываться с милицией. Обежав вокруг дома, увидел Щеголькова Александра, который спокойно стоял, остановился и я.
Повернулся лицом к бежавшему за мной милиционеру с поднятыми руками и крикнул: «Хорош бегать, говори что надо. Автомат то настоящий?». Не добежав до меня шагов десять, милиционер остановился: «щас узнаешь» и прогремел выстрел. Я, еще не поняв случившегося спросил: «холостые?». Милиционер в ответ: «Настоящие». Боль пронзила живот, я упал на землю. Сотрудник милиции с места происшествия скрылся. Это могут подтвердить свидетели Щегольков А.Н., Фризен А.Н., Марычев В.В., оказывавшие мне в эти минуты помощь, останавливали машину, грузили и отвозили в больницу скорой помощи…
На основании изложенного и руководствуясь ст. 52, 53 Конституции РФ, ст.151, 1069, 1099-1101 ГК РФ, прошу:
1. Признать незаконными действия милиционера Делидова А.С. в отношении произведённого в меня выстрела и неоказания мне помощи.
2. Взыскать с ответчиков компенсацию материального ущерба в размере, равным моим затратам на лечение.
3. Взыскать с ответчиков сумму компенсации причиненного мне морального вреда в размере 500 000 рублей».
Интересно, что в своем иске Роман не подтверждает данные правоохранительных органов о том, что хватал ствол автомата. Также представляется любопытной информация о том, что милиционер после выстрела скрылся с места происшествия, и помощь пострадавшему со стороны правоохранителей не была оказана.
Приведенную Романом информацию предстоит оценить компетентным органам. Стоит отметить, что на пресс-конференции, прошедшей в Екатеринбурге в июле, друг пострадавшего описывал случившееся также в пользу Романа, правда, некоторые детали содержанию иска не вполне соответствуют:
– Мы уже направились домой, как вдруг услышали крик: «Мусора!». Смотрю, все ребята стали разбегаться кто куда. Вижу – за Ромкой бежит милиционер с автоматом. Рома остановился. С сотрудником они были примерно на расстоянии вытянутой руки. И тут раздался выстрел. Ромка упал. Я увидел небольшую лужицу крови на земле. Милиционер опешил, стал кричать: «Скорую! Вызовите скорую!». Случайный прохожий предложил довезти Романа до «скорой помощи» на своей машине. Водитель помог мне затащить его на заднее сиденье автомобиля. Отвезли его в «скорую», потом в больницу...
Как уже сообщал «МК-Урал» со слов участников пресс-конференции, организованной в июле ООО «Сутяжник», раненого молодого человека доставили в больницу, а сопровождавшего его друга – в милицию. Допрос продолжался всю ночь, домой парень вернулся только в половине десятого утра. Все это время милиционеры уговаривали его сознаться в разбое.
– Для большей убедительности приводили такие аргументы, как: «Ручку в глаз воткну, если правду не скажешь». А я и так говорил правду, только мне не верили, – заявил один из друзей Романа 6 июля на пресс-конференции, организованной ООО «Сутяжник».
Есть одна любопытная подробность. События произошли сразу после празднования Дня ГИБДД. Трезвое состояние сотрудников вневедомственной охраны после праздника коллег-гаишников может вызывать сомнения. Жители поселка говорят, что стражи порядка частенько коротают служебные вечера за пивом. Возможно, и профессиональный праздник не стал исключением.
Отметим, что еще в июле в Управлении вневедомственной охраны при ГУВД по Свердловской области официально завершилась служебная проверка по факту применения оружия сотрудником вневедомственной охраны. Как сообщалось в релизе пресс-группы УВО при ГУВД по Свердловской области, обстоятельства, при которых произошел выстрел 4 июля, подтверждают правомерность применения оружия.
В частности, сообщается, что милицию к дому №7 по ул. 8 Марта вызвал гражданин Симбирятин, которого ограбили пятеро выпивавших около его подъезда молодых людей. Далее, по данным милиции начались поиски подозреваемых.
«Потерпевший вместе с участковым, проезжая по ул. 8 Марта у дома №9 на автобусной остановке увидел группу молодых людей. Среди толпы он сразу разглядел одного из нападавших. Им оказался 18-летний Роман Ковбоша. Участковый узнал этого юношу сразу, так как он часто появлялся в компании лиц ранее судимых, а также склонных к совершению преступлений и правонарушений. Остановив автомобиль, участковый вышел и направился в сторону компании. Окликнув ребят, он попросил Ковбошу подойти. В этот же момент вся толпа, увидев сотрудника милиции, кинулась врассыпную. По сотовому телефону участковый позвонил своим коллегам и сообщил имя подозреваемого. Трое человек из толпы, в том числе и Ковбоша, ни о чем не подозревая, бежали навстречу патрульной машине, которая в это время остановилась у дома 12 по ул. Калинина. Заметив бегущих парней, сотрудник ППСМ также сразу же узнал «старого знакомого» и указал на него напарнику по наряду. Милиционеры вышли из машины и потребовали всех остановиться. Однако требование было проигнорировано. Началось преследование. Оно усложнилось тем, что троица разбежалась в разные стороны. С требованием остановиться милиционер-водитель попытался догнать Ковбошу.
Неожиданно из-за угла торгового павильона к подозреваемому вышел неизвестный молодой человек. Кратко переговорив между собой, эти молодые люди двинулись на встречу милиционеру. По внешнему виду старший сержант милиции определил, что данные молодые люди схожи с лицами, совершившими грабеж в отношении Симбирятина П.С.. Он потребовал от молодых людей остановиться, предупредив о возможности применения огнестрельного оружия.
… Роман в ту ночь встал в боевую стойку и начал подпрыгивать в сторону милиционера, имитируя удары и угрожая милиционеру расправой. Старший сержант милиции Александр Делидов неоднократно предупредил, что будет стрелять, если они не остановятся. После того, как милиционер снял автомат с предохранителя, товарищ Ковбоши остановился, развернулся и пошел проч. Однако Роман продолжал наступать на милиционера. Старший сержант милиции уже готов был сделать предупредительный выстрел, при этом ствол автомата был направлен в землю, как вдруг Ковбоша схватился за автомат и потянул его на себя. В результате выстрел произошел в область правой ягодицы. На вопрос Делидова А.С. «Зачем ты схватился за автомат?» подозреваемый в совершении грабежа ответил: «А что он у тебя настоящий?». В ЦГБ №1 г. Новоуральска, куда доставили раненого Романа, установлено, что он находился в состоянии алкогольного опьянения».
Интересно, что из сообщения пресс-группы УВО при ГУВД по Свердловской области так и осталось непонятным, являлся ли выстрел милиционера «ответом» на вопрос Романа: «А что он у тебя настоящий?» Или описанный выше «шутливый» диалог состоялся уже после ранения Романа.
Резюмируя свое сообщение, представители ГУВД заявляют, что старший сержант милиции Делидов А.С. в создавшейся обстановке в отношении гражданина Ковбоши Р.А. действовал соответствии с требованиями статьи 16 и части 1 статьи 15 Закона РФ «О милиции».
Таким образом, милиционер, подстреливший безоружного молодого человека, избежал уголовного дела. Но данный факт не помешал пострадавшему обратиться в суд с гражданским иском. В своем иске Роман, в частности, заявляет: «Неправомерными действиями сотрудника милиции были нарушены мои права не подвергаться жестокому и унижающему достоинство обращению, право на защиту достоинства. Мне были причинены сильная физическая боль, я испытывал чувство страха, униженности и беспомощности… Бездействие сотрудника милиции в оказании мне помощи может быть квалифицировано как жестокое и бесчеловечное». В Иске Роман обращается к 17, 52 и 53 статьям Конституции РФ, к статьям 151 и 1069 Гражданского кодекса РФ. И требует за причиненный вред 500 тысяч.
Свердловчанин просит 500 тысяч – за милицейскую пулю
Раненный милицией молодой человек требует компенсации от областного Минфина и ОВД по Невьянскому городскому округу