Как получить справедливое возмещение по полисам ОСАГО
Автовладельцев выручит финансовый омбудсмен
ОТКАЗ В ВЫПЛАТЕ?
Вам, автовладельцу, отказано в страховом возмещении?
01
НЕДОСТАТОЧНАЯ СУММА ВЫПЛАТ?
Вас категорически не устраивает размер страховой выплаты за разбитую в аварии машину?
02
СОБИРАЕТЕСЬ В СУД?
Вы собираетесь взыскать положенную вам сумму через суд?
03
Тогда знайте, что для урегулирования спора со страховой компанией по полисам ОСАГО, КАСКО и ДСАГО вы должны обратиться к финансовому уполномоченному (омбудсмену)!

Это – обязательный первый этап, без прохождения которого Фемида не станет вами заниматься.
Такой порядок действует с 1 июня 2019 года и установлен ФЗ №123 от 4 июня 2018 года.
На другие виды страхования, кроме ОМС, он распространится с 28 ноября нынешнего года.

Что нужно знать автовладельцу о службе финансового уполномоченного, как к нему обратиться и на что в итоге рассчитывать, выяснил «Московский комсомолец».
Омбудсмен (ombudsmen) переводится со шведского, как представитель чьих-либо интересов.
В широком смысле это независимый общественный примиритель, уполномоченный государством защищать права граждан. Но сейчас речь идет о человеке, призванном разрешать имущественные споры во внесудебном порядке на рынке автострахования при размере требований не более 500 000 рублей. Вердикт главного финансового омбудсмена (эту должность сейчас занимает Юрий Воронин) имеет силу закона и подлежит исполнению – что, несомненно, важно! Другой ключевой плюс – в бесплатности услуг.
Я хорошо помню 2003 год, когда появилось обязательное страхование автогражданской ответственности. Один мой приятель попал тогда в ДТП: кто-то въехал в его автомобиль, очень сильно помяв бампер. Но страховое возмещение полностью покрыло ущерб. Сегодня же в случае с ОСАГО выплаты, как правило, не компенсируют те затраты, что уходят у автовладельцев на ремонт машины или покраску какой-то детали в автосервисе. Аппетиты страховщиков выросли, и приходится доплачивать самим. Конечно, надо наводить порядок на рынке автострахования, и прекрасно, что к решению этой задачи подключился институт финансового омбудсмена.
Сергей Дроздов, старший аналитик «Финам»
40 000
На сегодняшний день к финансовому уполномоченному обратилось уже около 40 000 граждан, что серьезно разгрузило суды. Понятно, что еще далеко не все автовладельцы знают о существовании такой инстанции, но в дальнейшем ситуация изменится. Сейчас информация об омбудсмене размещена везде, куда так или иначе заглядывает человек, у которого возникла проблема со страховщиком. Так, соответствующие памятки встречаются на сайтах большей части страховых компаний, профессиональных страховых объединений, судов.
Сама возможность досудебного рассмотрения – это прямой путь к ускорению дел, связанных с финансовыми претензиями граждан к страховщикам. Понятно, что взаимоотношения между страховыми компаниями и их клиентами не станут легче и приятнее, но они абсолютно точно упростятся...
Анна Бодрова, – старший аналитик информационно-аналитического центра «Альпари»
30
Но как быть, если с вердиктом финансового уполномоченного не согласен сам потребитель? В этом случае необходимо в течение тридцати календарных дней после вступления решения в силу подать в суд иск к страховой организации. И при этом – предъявить документы, подтверждающие соблюдение вами процедуры обращения к финомбудсмену.
Игорь БОКОВ, Георгий СТЕПАНОВ.
НАША СПРАВКА
Подробный алгоритм действий для автовладельцев при урегулировании споров
Шаг первый
Шаг первый
До обращения к финансовому омбудсмену
До обращения к финансовому омбудсмену необходимо направить заявление в страховую компанию, к которой вы имеете претензии. В нем следует изложить суть ваших требований. Срок рассмотрения составит 15 рабочих дней при подаче в электронной форме или 30 дней календарных дней в случае письменного обращения. Если ответ вас не устроит или не придёт в указанный срок, действуйте дальше.
Шаг второй
Шаг второй
Обращение к финансовому омбудсмену
Обратитесь к финансовому уполномоченному. Для этого нужно заполнить стандартную форму в личном кабинете потребителя на официальном сайте https://finombudsman.ru. К обращению приложите отсканированные копии: договора со страховой компанией; заявления, поданного в страховую организацию на предыдущем шаге и ее ответа (при наличии); иных документов по существу спора. В течение 3-х рабочих дней со дня поступления обращения в ваш адрес будет направлено уведомление о принятии его в дело или об отказе. Срок рассмотрения отчитывается с даты подачи обращения и составляет 15 рабочих дней для самого потребителя и 30 календарных дней для лиц, действующих от его имени по договору цессии, то есть, уступки прав требования. Кстати, если гражданин переуступил права юристу или любой другой стороне, то рассмотрение жалобы обойдётся в 15 тысяч рублей.
Шаг третий
Шаг третий
Заключительный
В течение одного рабочего дня вам будет направлено решение финансового уполномоченного – о полном (частичном) удовлетворении ваших требований или же об отказе. Одновременно это решение уйдет по адресу страховой организации, которая должна исполнить его в указанный срок: он не может быть менее десяти рабочих и более тридцати календарных дней после дня вступления решения в силу. Если же страховая компания никак не реагирует, обратитесь к финомбудсмену за выдачей исполнительного документа (удостоверения), который можно предъявить судебному приставу-исполнителю.
БАБУШКА НАДВОЕ СКАЗАЛА
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
как простой водитель с финомбудсменом общался
Несмотря на то, что институт финомбудсмена в России действует еще очень непродолжительное время, Антон Русинов из Екатеринбурга умудрился уже дважды обратиться к нему. Рассказав «МК» о нюансах этого общения.
Я не профессиональный юрист, но как автовладелец стараюсь отслеживать все изменения в законодательстве, касающиеся сферы автострахования, поэтому о начале работы службы финансового уполномоченного узнал своевременно и обратился туда при первой возможности, которая, увы, не заставила себя ждать.
В тот момент я уже судился со страховой компанией по делу о возмещении материального ущерба в рамках ОСАГО после ДТП с моим Mitsubishi Outlаnder, случившимся еще весной 2018-го года. Тогда страховщик выплатил мне около 200 000 рублей. Но независимый автоэксперт, приглашенный мной, пришел к выводу, что недоплата составила порядка 40 000 рублей. Обратился с претензией к страховщикам. Те согласились, что неправильно подсчитали и «исправились» – дополнительно швырнули мне 300 (триста!) рублей. Пришлось идти в суд, который меня поддержал и присудил возместить 40 000 рублей. В конце концов компания их мне выплатила. Но фактическая задержка составило шесть месяцев. По закону ее страховая тоже обязана это компенсировать, выплатив неустойку. В моем случае – в размере 70 000 рублей. Естественно, страховщики отказались это делать. И именно на этом этапе моего противостояния с компанией и заработала интернет-приемная финомбудсмена, чем я и воспользовался.
Технически там все устроено достаточно просто, даже юридически неподготовленному человеку вполне по силам разобраться – заполнить предлагаемые формы заявления, прикрепить документы и т. п. И система сработала – страховщики заплатили.
Но вот второй случай общения с финансовым уполномоченным для меня оказался не столь удачным. В еще одно ДТП я попал весной уже текущего, 2019-го года. Последующее общение со страховщиком происходило по ставшему стандартным сценарию. На основании выводов своего эксперта компании мне выплатили по ОСАГО 90 000 рублей. Последующая экспертиза, организованная уже мной, показала, что в ДТП, помимо учтенных страховой компанией повреждений, оказался поврежден еще и дорогостоящий жгут проводов стоимостью около 60 000 рублей. Страховая отказалась платить и по проторенной дорожке я обратился к финомбудсмену. К онлайн-заявлению приложил фотографии погибшего жгута. Через некоторое время получил вердикт из Москвы, почти копирующий ответ страховой – уничтожение проводов к аварии отношения не имеет. Они там, оказывается, даже экспертизу умудрились провести – по предоставленным мной фотографиям! Теперь, раз и финомбудсмен решил, что компенсация стоимости проводов мне не положена, я подал соответствующий иск в суд, буду опять искать справедливость там.
Одним словом, оценивая свой личный опыт общения с финомбудсменом могу сказать, что этот институт может быть очень полезен гражданам, когда механизм его работы будет отлажен. Пока же к нему еще остаются вопросы...
НАШИ ЭКСПЕРТЫ
Отношение страховых компаний к первым итогам деятельности финансового омбудсмена, судя по всему, пока еще толком не сформировалось, хотя функционеры различных профессиональных объединений страховщиков и оценивают этот институт положительно. Однако несколько компаний-страховщиков из ТОП-10 российского страхового рынка, к которым мы обратились за соответствующим комментарием, не сумели сформулировать вообще никакого официального ответа. Впрочем, судите сами.
Безусловно, такой порядок оправдан и несет позитивные перемены как для граждан, так и для страховых компаний. Для первых процедура разрешения спорных вопросов, связанных с полисами ОСАГО, КАСКО и ДСАГО, значительно упростилась: не надо никуда ходить, обращение можно подать прямо на сайте финансового уполномоченного. И это – бесплатно, нет никакой госпошлины. А вторые получили защиту от недобросовестных посредников, автоюристов, которые выкупали право требования к страховщикам и обращались в суд де-факто с целью заработать на штрафах и пенях, иногда минуя оповещение страховой организации о претензии...
Сергей Ефремов, – вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС)
Оценивая деятельности института финансового уполномоченного, мы считаем данную работу конструктивной и направленной на соблюдение баланса интересов всех сторон. Убеждены, что в дальнейшем, при налаживании всех процессов, связанных с организационными и методологическими вопросами, взаимодействие будет еще более продуктивным для всех сторон-участников, что позволит улучшить качество разрешения спорных ситуаций, приведет к снижению нагрузки на судебные органы и поможет в борьбе с автоюристами.
Антон Ковалев, – замдиректор юридического департамента СПАО «Ингосстрах»
ТЯЖЕЛЫЙ СЛУЧАЙ
АВТОПРАВО
нюансы моторного страхования, в которых суды предпочитают не разбираться
Сегодня вердикты российских судей по тяжбам граждан со страховыми компаниями выносятся, как правило, в пользу первых. Однако в особо сложных случаях, когда в связи с не проработанностью тех или иных положений ФЗ «Об ОСАГО» и других актов, создающих правовые коллизии, наша Фемида откровенно буксует. А в виду чрезвычайной загруженности судейского корпуса, многие его представители просто не утруждают себя доскональным изучением проблемы, вынося решения по формальным признакам, в результате чего простые люди оказываются крайними. И в этом смысле институт финансового уполномоченного становится для них настоящей палочкой-выручалочкой. И вот тому весьма характерный пример.
Так, почти сразу после старта работы службы финомбудсмена с обращениями граждан по моторным видам страхования, в июле 2019-го года в его приемную обратилась жительница Краснодарского края, пожаловавшаяся на отказ страховой компании возместить вред здоровью в рамках ОСАГО.
ДТП, о котором шла речь, произошло в мае 2018 года. В столкновении участвовали три машины. Ребенок, находившийся в тот момент в одной из них, получил тяжелейшие травмы, приведшие к инвалидности. Женщина, как законный представитель ребенка, обратилась в страховую компанию одного из участников ДТП с требованием возместить вред здоровью маленького пассажира. Но страховщик отказал в удовлетворении требования, поскольку водитель, застрахованный им, не был виновником аварии. Следовательно, сделали вполне логичный вывод юристы страховщика, ответственность страхователя за причинение вреда жизни и здоровью не установлена, а значит и платить возмещение пострадавшему «его» компания не должна.
Однако финомбудсмен, изучив материалы, счел, что доводы обратившейся к нему женщины обоснованы. Дело в том, что согласно ГК РФ, владельцы транспортных средств несут солидарную ответственность за вред, причиненный третьим лицам. А в одном из постановлений Пленума Верховного суда указывалось, что страховое возмещение вреда третьему лицу вследствие ДТП с несколькими машинами производится каждым страховщиком в пределах страховой суммы в рамках ОСАГО.
– Таким образом, ответственность наступает для каждого из владельцев транспортных средств, – подвел итог главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин. – Иначе говоря, произошедший страховой случай касается не только компании, застраховавшей ответственность виновника аврии, но и всех страховщиков, полисы ОСАГО которых «участвовали» в происшествии. И у страховщика, которому предъявил требование представитель ребенка, тоже возникает обязанность по выплате возмещения.
Максим СТРОКЕР
Made on
Tilda