Один из самых известных кубинских оппозиционеров экономист Оскар Эспиноса Чепе скончался в понедельник в одном из мадридских госпиталей в возрасте 72 лет, сообщили латиноамериканские СМИ со ссылкой на заявление его вдовы Мириам Лейвы.
Эспиноса Чепе прибыл в Мадрид в марте этого года, чтобы продолжить лечение, начатое в одном из гаванских госпиталей - он страдал тяжелым заболеванием печени. На данный момент вдова Лейвы не знает, будет ли тело Чепе репатриировано на родину или же он будет похоронен в Испании. "Мы надеялись, что сможем остановить болезнь, но не смогли. Он всегда хотел вернуться на Кубу", - заявила она.
Чепе родился 29 ноября 1940 года в провинции Сьенфуэгос на Кубе. Во времена революционной борьбы он активно поддерживал лидера революции Фиделя Кастро. В 1961 году он закончил экономический факультет Гаванского университета, а в середине 60-х годов он стал одним из советников в аппарате Фиделя, занимавшего тогда пост премьер-министра. В 1970-1984 годах он возглавлял департамент по торгово-экономическим связям с Венгрией, Чехословакией и Югославией, а в 1984 году стал советником по торгово-экономическим вопросам в посольстве Кубы в Белграде.
Как рассказывал сам Чепе, в 1987 году он позволил себе критику экономической политики кубинских властей и позитивные отзывы о советской перестройке, после чего был уволен со своей должности. После этого он некоторое время работал в Национальном банке, откуда также был уволен по обвинению в контрреволюционной деятельности.
В 2003 году он оказался среди 75 оппозиционеров, арестованных властями, и был приговорен к 20 годам заключения по обвинению в получении денежных средств и указаний от США для ведения подрывной деятельности. Полтора года спустя он был освобожден из тюрьмы по состоянию здоровья.
В последние десятилетия он стал одним из самых известных оппозиционных экспертов-экономистов на острове. С одной стороны, он работал для американской радиостанции Радио Марти, которая финансируется из бюджета страны и которую на Кубе считают подрывной. С другой стороны, Чепе неоднократно выступал против американского эмбарго против Кубы, одновременно указывая, что санкции, по его мнению, стали удобным предлогом для оправдания кубинскими властями своей неэффективной экономической политики.