Отмотаем историю на год, в январь
— Теперь, по счастью, при Каирском музее много военных, — комментирует «МК» известный египтолог, президент ассоциации «Маат» Виктор СОЛКИН, — и во время любых волнений на Тахрире музей сразу перекрывается.
Но если с Каирским музеем ситуация более-менее ясна, то с провинцией дела плохи. На все некрополи армии не хватает. И сейчас американские, французские историки бьют тревогу — масштабы почище Каирского: и безо всяких революций продолжается целенаправленное разворовывание археологических очагов в Среднем Египте, далеко от «культурных центров».
— В Египте орудует целая антикварная мафия, — рассказывает г-н Солкин, — мне непонятно, почему об этом у нас не пишут? Посмотрите на абсолютно страшную фотосъемку отважной американки Кэрол Редмаунт, полевого директора раскопок в Эль-Хибэ. Причем местная полиция ее пыталась не пустить, но она подкупила охрану, выехала одна на раскопки и сняла живых грабителей, которые средь бела дня вытаскивали саркофаги.
На фото — шахты глубиною до 15 метров, вырытые крупной техникой; валяются разбитые саркофаги, разрозненные куски мумий — ужас. А позавчера вообще был случай: «черные археологи» из своего собственного дома (это уже в другом, но столь же отдаленном городе) копали в некрополь проход, так у них взорвался генератор, и десятерых просто засыпало заживо. Редмаунт обратилась в ЮНЕСКО, сейчас весь мир кипит, думают — как теперь с этой напастью бороться.
Теперь о приятном: через три года в Гизе откроется новый грандиозный Великий египетский музей — один из самых крутых музеев мира, в надземное основание которого в понедельник был заложен камень. Виктор Солкин недавно был там и все видел своими глазами:
— Речь идет о третьей стадии строительства. Музей располагается по дороге на Александрию, прямо в срезе плато Гиза, в нескольких километрах от пирамид. В элитном районе, где стоят дорогие виллы.
— А что значит «в срезе»?
— Здание будет по большей части подземным, расположенным внутри плато, внутри известковых пород, дом как бы вмонтирован в скалу. По проекту будет создан фасад из полупрозрачного алебастра, а перед ним — парк.
— А что уже есть?
— Во-первых, огромные действующие подземные лаборатории, во-вторых, гигантское хранилище, куда перевезено несколько десятков тысяч вещей. Великий египетский станет музеем шедевров. Туда войдут содержимое гробницы Тутанхамона, знаменитая гробница прадеда и прабабки Тутанхамона, гробница матери царя Хеопса, то есть самые знаменитые блоки экспозиции нынешнего Каирского музея.
— А Каирский в связи с этим «обеднеет», получается?
— Нет. Он пройдет через реставрацию — и там будет Музей истории египтологии.
— Кстати, почему там были сделаны стеклянные потолки более ста лет назад?
— Естественное освещение. Очень интересно: первые экспонаты стояли как бы в райском саду среди многочисленных растений. Потом эта идея сошла на нет из-за обилия памятников, которые туда свозились. Но вернемся к Великому египетскому: уже многое из экспонатов Каирского снято и вывезено в Гизу, ведь в Гизе, понятно, египтянам нужна сенсация.
— А кто донор, кроме Каирского музея?
— Ну как же, по стране в национальных хранилищах есть множество вещей, которые доселе видели лишь нашедшие их археологи. Так вот порядка 40 тысяч единиц уже в подвалах Гизы. Сейчас, повторюсь, строят экспозиционную часть, зал, перегородки, стенки, планы на конгресс-холл. Кстати, новый музейный штат уже работает.
— К осени 2015 года успеют?
— Это похоже на правду, потому что две трети уже есть. Понятно, что музей для правительства в приоритете. Но не надо путать — говорю для журналистов — Великий египетский музей и Музей египетской цивилизации в Старом Каире, который сейчас сдается (проходит завершающую отделку).
— Львиную часть из 550 млн. долларов на строительство дали японцы — почему бы это?
— Потому что Древний Египет безумно популярен в Японии. Мало кто знает, что в Японии есть своя потрясающая коллекция египетского искусства. Постоянно проходят выставки. К тому же в
— Слышал также, что под высоченными атриумами Великого египетского разместятся гранитные статуи Рамзеса Великого и жены Рамзеса Второго?
— Это так, музей, по сути, их спасет. Потому что прежде они стояли под открытым небом, страдали от птиц... У царицы, жены Рамзеса, вообще аналогов нет — там даже следы росписи остались на теле и губах.
— Ну и самый волнующий нас вопрос: там-то как будет с безопасностью? Где гарантии?
— Гиза — отдаленный пригород Каира, и эта зона площади Рамайя просто может быть перекрыта в любой момент и никого не пустят. С точки зрения любой беды идеальное место. Волнения же идут в основном на Тахрире.