Капитан яхты Александр Сухарев — инженер-строитель по профессии, действительный член шведского яхт-клуба «Kryssarklubben», опытный путешественник, прошедший под парусами не один десяток тысяч миль. Помощник капитана Анжелика Плахова — театральный режиссер, художник и яхтсмен с большим опытом. Она первая россиянка, которая пересекла на парусной яхте Атлантический океан с востока на запад и с запада на восток еще в 2003 году.
— Сейчас мы стоим в бухте Панго Панго, — сообщил Александр. — Отсюда собираемся идти на острова Фиджи для ремонта. На предыдущих переходах шквалистыми ветрами потрепало и порвало паруса, которые мы кое-как отремонтировали вручную, наложив множество заплат.
— Расскажите о судне, которое под вашей командой бороздит моря-океаны.
— Яхта «Little Qwin» построена в 1970 году в Швеции и имеет классическую форму корпуса, рассчитанного на навигацию в штормовую погоду. Это деревянное двухмачтовое судно длиной 11,35 м, водоизмещением 9,5 тонны, имеющее площадь парусов 79 кв. м и снабженное
— Необычным кажется само название предпринятого вами путешествия...
— «Экспедиция вокруг света за единение христиан» — первый в истории проект парусной христианской кругосветки, осуществляемый с одобрения Русской православной церкви. В своих путевых записях в Интернете мы пытаемся рассказать, что видим, двигаясь по миру, который сотворил Бог, и тем самым донести до каждого своего читателя маленький глоток свободы. Кроме основной, понятной всем идеи христианского единения мы преследуем еще одну цель: показать простым людям, что странствовать по этому прекрасному миру может каждый вне зависимости от социального и материального положения.
— Но все же какие-то «капиталы» для столь далекого «рейда» нужны.
— В случае крайней необходимости мы обращаемся за помощью к попечительскому совету экспедиции во главе с Иваном Корниловым, а так — пытаемся сами зарабатывать. Например, оказывая услуги по ремонту других яхт. Кроме того, изготавливаем и продаем сувениры из морских раковин... Находясь в Панаме, решили поправить свое материальное положение, воспользовавшись местной спецификой. Отправились в джунгли, поселились в индейском поселке и начали мыть золото на горной реке. Работа была тяжелой, и золота попадалось немного: намывали около одного грамма в день.
Зато, пока жили в тех местах, меня, как историка и археолога, заинтересовал путь доставки золота инков из Перу в Панаму во времена конкистадора Писарро. Оказалось, что между Тихим и Атлантическим океанами около 500 лет назад была проложена дорога — первая, соединяющая два океана. Нам с Анжеликой удалось ее обнаружить и по ней пройти. Дорога шла по холмам через джунгли и оказалась совершенно заброшенной. Увы, никаких интересных артефактов там найти не удалось...
Вообще, одна из целей нашего проекта — исследования истории и обычаев народов. Поэтому маршрут кругосветки пролегает большей частью вдалеке от популярных туристских мест, через малоизвестные страны и малоисследованные земли. Кое-где мы оказались вообще первыми представителями России за всю историю. Например, добравшись до самого северного из Маркизских островов (Французская Полинезия), острова Эйао, довелось встретиться там с французской археологической миссией, и ее представители официально заявили, что мы являемся первыми русскими, кто ступил на эту землю. (В честь такого события на самом высоком месте острова нами даже был укреплен российский флаг.)
И на единственном заселенном атолле Кантон архипелага Феникс, куда яхта пришла, спасаясь от сезона ураганов, мы оказались также первыми русскими за всю историю. Вдобавок наша «Little Qwin» — первое парусное судно, появившееся здесь за последний год. Мы были встречены местными жителями как почетные послы иностранной державы. Пробыв на острове 4 месяца, повесили для истории русский флаг в местном Доме собраний.
— Наверняка за время, проведенное в путешествии, случилось немало необычных событий.
— Пройдя на яхте Панамский канал, мы начали исследовать бывшие якорные стоянки испанских галеонов. В архипелаге Жемчужные Острова (Лас Перлас) нам удалось обнаружить хорошую якорную стоянку. Место казалось абсолютно необитаемым, и потому решили здесь задержаться, чтобы устранить на яхте люфт гребного вала. Дело не такое простое и быстрое — пришлось поднять яхтенный двигатель на цепях, и поэтому мы уже не могли продолжать путь до завершения ремонта. Однако вскоре выяснилось, что приглянувшаяся нам укромная якорная стоянка находится на главном пути местного наркотрафика! Каждую ночь приходилось включать навигационные огни, так как быстроходные лодки без опознавательных знаков, на большой скорости проносившиеся рядом, попросту могли нас не заметить и протаранить. Иногда в темноте слышалась стрельба. Судя по всему, это панамские патрульные катера охотились за лодками наркоторговцев.
Несмотря на столь неспокойную обстановку, мы все-таки решили исследовать окрестности, полагая, что где-то здесь может находиться старинное поселение. И действительно, в джунглях недалеко от берега нам повезло обнаружить заброшенный древний город. Собрав там кое-какие «сувениры», мы позднее передали их в американский институт Смицониан, одно из отделений которого находится в Панаме. Ответ оттуда пришел неожиданный: данным артефактам около 1500 лет, и принадлежат они неведомому народу, который пришел неизвестно откуда и ушел неизвестно куда. Возможно, на этом месте будут проводиться археологические изыскания.
Однажды в Атлантическом океане к яхте приблизился военный корабль без флага. С него поначалу что-то от нас стали требовать, но через час переговоров по радио (обе стороны остались, видимо, взаимно непонятыми) корабль изменил курс и исчез за линией горизонта. А в Карибском море в 15 морских милях от побережья Венесуэлы на «Little Qwin» попыталась напасть лодка с вооруженными людьми, однако, на наше счастье, пиратов спугнуло приближение военного вертолета...
Экспедиция уже прошла 7 морей и 2 океана. Общая протяженность маршрута составила 20 тысяч морских миль (около 36 тысяч километров). Но до завершения кругосветного путешествия нам еще далеко.