Как пишет The New York Times, на протяжении семи десятилетий США и Саудовская Аравия сформировали стратегический альянс, который играл большую роль в ближневосточном регионе: «либеральная демократия и ультраконсервативная монархия оказались едины в общих интересах стабильности на Ближнем Востоке и продолжающихся поставках нефти».
Однако в последние месяцы между стратегическими партнерами явно пробежала черная кошка. Отношения между Эр-Риядом и Вашингтоном изрядно охладели – не в последнюю очередь из-за разногласий по поводу Сирии, Ирана и Египта. Здесь, в частности, имеется в виду отказ Обамы начинать военную интервенцию против режима сирийского президента Асада, а также некоторое – условно говоря – потепление отношений с Тегераном, одним из главных соперников саудитов в регионе, после достижения соглашений между Ираном и международной «шестеркой» по ядерной проблеме. В Египте же после свержения военными «Братьев-мусульман» Саудовская Аравия, которая будучи теократической ваххабитской монархией, подвергается яростной критике со стороны ультрарадикальных исламистов, совместно с ОАЭ пытается играть первую скрипку (замещая тем самым привычную роль Вашингтона). Эр-Рияд, Эмираты и Кувейт уже выделили более $15 млрд. в качестве помощи и займов египтянам
Что касается нелюбви саудовских властителей к шиитскому Ирану, претендующими на лидерство в исламском мире, то тут показательны появившиеся в ноябре прошлого года слухи о том, что Израиль и Саудовская Аравия якобы втайне проводят совместную работу по планированию возможной атаки против Ирана.
Но, пожалуй, главным раздражителем в американо-саудовских отношениях является ситуация в Сирии. «Бездействие» Соединенных Штатах на сирийском направлении стало одной из причин возможного пересмотра отношений между Саудовской Аравией и Америкой. Об этом в октябре прошлого года заявил руководитель саудовской разведки принц Бандар бин Султан. По словам принца, решение скорректировать внешнеполитический курс Эр-Рияда вызвано тем, что Вашингтон отказывается учитывать интересы Саудовской Аравии на Ближнем Востоке.
В этой связи предположения о том, что в ходе своего визита Обама попытается убедить саудовцев пойти на значительное сокращение нефтяных цен для того, чтобы наказать Россию, выглядят не слишком убедительными. Аналогии с событиями 1980-х гг. выглядят тоже не очень впечатляющими, так как нынешние отношения между Москвой и Эр-Риядом мало напоминают отношения между СССР и Саудовской Аравией. Теоретически, да – американцы могут договориться с нефтяными монархиями о снижении цен на нефть, нанеся тем самым многомиллиардный ущерб российской экономике, сидящей на углеводородной игле. Но практически, непонятно, с чего бы той же Саудовской Аравии сокращать свои собственные поступления нефтедолларов (по оценкам, саудовский бюджет нуждается в том, чтобы цена на нефть не опускалась ниже $85 за баррель) – тем более на фоне того, что у Эр-Рияда имеются более насущные проблемы ближневосточного масштаба и непростые отношения с тем же Вашингтоном. (К тому же Саудовская Аравия хотя и является одним из крупнейших экспортеров «черного золота» – но не единственным). Речь сейчас следует вести, скорее, не о координации действий против «аннексии» Крыма, а о «перезагрузке» двусторонних отношений. Более того, Обама направился из Рима к саудовцам «не с пустыми руками» – американские законодатели напутствовали его затронуть на переговорах болезненные проблемы прав человека и религиозных меньшинств в саудовском королевстве.
Все вышесказанное, впрочем, не означает, что закулисные переговоры по поводу снижения цен на нефть не будут вестись – но вряд ли это станет в ближайшее время достоянием гласности.