На днях его дочь Маказиве Мандела рассказала, что он находится при смерти, но продолжает мужественно сопротивляться смерти. Состояние здоровья самого известного в мире борца с апартеидом сильно ухудшилось в последние месяцы. В начале июня Манделу положили в больницу с легочной инфекцией – с начал года это была уже третья госпитализация экс-президента. Доставлявшая его в больницу «Скорая» сломалась по дороге – и престарелый Мандела провел минут сорок на холоде, дожидаясь, пока подъедет другая бригада. Многие считали, что дни его сочтены. Но в сентябре Манделу выписали из больницы и доставили в его дом в Йоханнесбурге для продолжения курса интенсивной терапии.
«Я был рожден с голодом к свободе, – писал Нельсон Мандела в своей автобиографии. – Я родился свободным... Свободным бегать в поле близ хижины моей матери, свободным плавать в чистом ручье в моей деревне, свободным жарить кукурузу под звездами… И только когда я осознал, что моя мальчишеская свобода была иллюзией, я начал испытывать по ней голод».
Мадиба – так многие южноафриканцы называют Нельсона Манделу, используя название традиционного клана, к которому принадлежал борец с апартеидом. Будущий президент вышел из королевской семьи. Его прадед был правителем одного из местных народов, а отец – местным вождем. Родители Манделы были верующими людьми, самого его крестили в методистской церкви. А английское имя «Нельсон» ему дали в школе.
Впервые в политику Мандела окунулся в 1943 году, когда принял участие в протестах против повышения цен на проезд в автобусах. Позже Нельсон Мандела стал членом Африканского национального конгресса, возглавлял молодежное крыло этой организации. Несмотря на то, что в своей деятельности молодой Мандела руководствовался идеями ненасильственной борьбы в духе Махатмы Ганди, его и еще 150 человек арестовали в декабре 1956 г. по обвинению в государственной измене, приверженности коммунизму (по слухам, Мандела действительно был членом компартии) и подготовке насильственного свержения власти. Но на суде все обвиняемые были оправданы.
В 1961 г. Мандела возглавил вооруженное крыло Африканского национального конгресса, «Умконто ве сизве» («Копьё нации»). Поскольку эта организация была внесена в список террористических группировок, вплоть до лета 2008 года Манделе и членам АНК был запрещён въезд в США (не считая права на посещение штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке) без специального разрешения госсекретаря США.
В 1962 году Нельсон Мандела был арестован и приговорен к пожизненному заключению. Выступая на суде, он заявил: «На протяжении своей жизни я полностью посвятил себя борьбе за африканское население. Я боролся как против господства „белых“, так и против господства „чернокожих“. Я чтил идеал демократического и свободного общества, в котором все граждане живут в гармонии и имеют равные возможности. Это тот идеал, ради которого я готов жить и к которому я стремлюсь. Но если это будет необходимым, то ради этого идеала я готов умереть».
В тюрьме он провел 27 лет, а большую часть из них – на острове Роббен. Дискриминационные законы апартеида соблюдались и за решеткой: чернокожие узники (к которым относился и Нельсон Мандела) этой тюрьмы получали меньше пищи, чем цветные заключенные или те, кто был азиатского происхождения. По утрам узникам давали кашу без молока и без сахара. Молока не давали совсем, только чашку кофе (возможно, из цикория). Цветным и азиатам выдавали на обед и ужин хлеб – черным заключенным его не давали. То же самое касается джема. Вместо хлеба давали своеобразный напиток пузамандла – это жидкая каша или хлебные крошки, смешанные с водой. Мяса и жиров чернокожие узники также получали меньше, чем их более «везучие» товарищи по заключению с другим цветом кожи. Именно на каторге Мандела и приобрел заболевание легких
В 1982 году Мандела вместе с другими лидерами Африканского национального конгресса был переведён в тюрьму Полсмур. Здесь режим был не такой суровый и заключенным удавалось тайком с воли получать кое-какую еду.
А в феврале 1990 года Манделу освободили из тюрьмы. Первую ночь на воле он провел в доме известного борца за права человека епископа Десмонда Туту. Через четыре года после освобождения Мандела был избран президентом Южно-Африканской Республики. Этот пост он занимал до июня 1999 года.
Его уважали и на капиталистическом Западе, и на коммунистическом Востоке – Мандела удостоился Международной Ленинской премии мира, причем раньше, чем стал лауреатом Нобелевской премии мира – в 1993 году ее он разделил с последним белым президентом ЮАР Фредериком де Клерком, представителем того самого режима апартеида, который без малого три десятилетия держал в застенках лидера Африканского Национального Конгресса. Формулировка Нобелевского комитета гласила: «за их работу по мирной ликвидации режима апартеида и по закладке оснований новой демократической Южной Африку». Совместная работа совместной работой, но поневоле возникает вопрос, чья из равных долей этой награды тяжелее – для просидевшего 27 лет по тюрьмам и каторгам борец за права угнетаемых Манделы или для президента де Клерка, освободившего его и заложившего динамит под строившееся целыми поколениями белых южноафриканцев здание расового разделения?
Наверное, для Манделы стало настоящим счастьем увидеть плоды своей многолетней борьбы – уничтожение системы расовой сегрегации и победа возглавляемого им АНК.
А вот в частной жизни Мандела вряд ли был счастлив. Один из его сыновей умер от СПИДа. Другой – пока Мандела был в тюрьме – погиб в автокатастрофе. Юная правнучка Манделы погибла в 2010 году в автокатастрофе после концерта, посвященного открытию чемпионата мира по футболу в ЮАР. Бывшая жена Манделы – Винни – стала «героиней» ряда криминальных скандалов – ее обвиняли в причастности к убийству, мошенничеству и кражам. В 1998 году восьмидесятилетний Мандела женился на вдове погибшего в авиакатастрофе президента Мозамбика Самора Машела – так Граса Машел стала единственной в мире «первой леди» двух государств – Мозамбика и ЮАР...
В 2004 году Нельсон Мандела решил окончательно уйти на покой и поселился в своей родной деревушке Куну, где, по его словам, он провел счастливое детство. Но в декабре прошлого года медики настояли на том, чтобы экс-президент переселился в дом в окрестностях Йоханнесбурга - неподалеку от больницы.
Хотя Мандела и отошел от активной политической деятельности, его харизма играет немалую роль в политике Южно-Африканской Республики. И его уход может бюыть сравним в какой-то степенью со смертью венесуэльского лидера Уго Чавеса, посмертный образ которого вовсю эксплуатирует его преемник Николас Мадуро, рассказывающий народу о явлении ему Чавеса в образе птички...
Слом режима апартеида, конечно, изменил лицо Южной Африки. До полной гармонии там, само собой, далеко. Проблем в стране масса – и бедность, и преступность, и подспудно тлеющие межэтнические трения. Но важно все-таки другое. Придя к власти, Мандела не стал мстить своим угнетателям и притеснителям – напротив, он публично призвал всех южноафриканцев к взаимному прощению и миру.
В феврале 2010 года лауреат Нобелевской премии мира и первый чернокожий президент ЮАР Нельсон Мандела пригласил своего бывшего тюремного надзирателя Кристо Бранда на торжественный обед в честь 20-летия со дня своего освобождения из мест заключения. Узник Мандела и его тюремщик успели подружиться – вероятно, это было одним из немногих приятных моментов пребывания в тюрьме борца за права человека.
И это не единственный такой эпизод. Став первым президентом после демонтажа режима апартеида в Южной Африке, Мандела садился за стол даже со своими бывшими противниками – что шокировало многих. В частности, он угощался жареными в масле африканерскими пончиками в гостях у вдовы идеолога апартеида Хена Фервурда. Показательно, что на свое 85-летие Нельсон Мандела получил поздравительное письмо от правнучки того самого расиста Фервурда: «Вы научили меня любить все расы, людей всех цветов кожи»...
До похорон Манделы все флаги в Южно-Африканской Республике будут приспущены. Приспущены и флаги в Соединенных Штатах Америки и во Франции. А президент Венесуэлы Николас Мадуро объявил в Боливарианской Республике трехдневный траур. Смерть Манделы объединила в скорби даже врагов.
Хоронить его будут с государственными почестями как «Отца нации» – прощание будет продолжаться около 12 дней. Уже сейчас говорят, что размах траурных мероприятий может быть сравним с похоронами Папы Римского Иоанна Павла II, умершего в 2005 году, на которые собралось 2 млн. человек, среди которых было пять королей и 70 президентов.
Протокол похорон был расписан еще с год назад, когда усилились опасения скорой кончины Нобелевского лауреата. В ближайшие дни тело Манделы будет доставлено для бальзамирования в военный госпиталь. Люди смогут проститься с борцом за права человека на футбольном стадионе в Йоханнесбурге, где в 2010 году проходили матчи Чемпионата мира.
После прощания тело Нельсона Манделы будет помещено в саркофаг со стеклянным верхом в соборе в Претории, рядом с местом, где он принес президентскую присягу в 1994 году, когда был избран главой Южно-Африканской Республики. В пятницу или в субботу на следующей неделе останки Манделы будут перевезены в его родную деревню Куна в Капской провинции, где его похоронят, согласно его желанию.
В Южной Африке ожидается приезд иностранных политиков, представителей различных стран. В частности, собирается в ЮАР проститься с первым чернокожим южноафриканским президентом и первый чернокожий президент США Барак Обама вместе с семьей. Планируют приехать на траурные мероприятия Билл и Хиллари Клинтоны. Соболезнования по поводу кончины Манделы высказал президенту ЮАР Владимир Путин. О потере друга скорбит Далай-лама XIV...
ЧТО «МК» ПИСАЛ О НЕЛЬСОНЕ МАНДЕЛЕ ВО ВРЕМЕНА СССР?
«Патриоты Южной Африки не намерены вести переговоры с главарями государства апартеида до тех пор, пока продолжаются репрессии в отношении африканского населения страны, заявила видный деятель Африканского национального конгресса (АНК) Южной Африки Винни Мандела. (…) Освобождение видного руководителя АНК Нельсона Манделы, более 20 лет находящегося в расистских застенках по сфабрикованному охранкой обвинению, — важная задача всех патриотов Южной Африки, отметила Винни Мандела. Она призвала мировое сообщество выразить солидарность с мужественными борцами, брошенными в тюрьмы расистов, и потребовать их освобождения». («МК». 17 апреля 1985 г.)