Согласно сайту SigmaLive, конфликт начался, когда российское правительство будто бы запросило у военных Кипра арендовать авиабазу. При этом киприотское правительство якобы ответило, что просьбу России об аренде этой военно-воздушной базы удовлетворить будет трудно. Получив информацию о российском запросе, американцы поспешили сообщить властям Кипра, что они категорически против. Когда правительство Республики Кипр напомнило США что Россия постоянно оказывает поддержку в области безопасности и финансов, Соединенные Штаты ответили, что «Кипр также находится под американским влиянием».
«Очевидно, что правительство Кипра находится в центре конфликта, который вероятно окажет влияние на ее отношения с обеими странами», – пишет Greek Reporter, – «Сохранить баланс трудно. Удовлетворение любой из этих стран может лишить Кипр политической и экономической поддержки».
На самом деле, слухи об интересе российских военных к Кипру ходят давно – островное государство будто бы рассматривалось как альтернатива Сирии, где в Тартусе у России имеется единственная в Средиземноморье база. Так, в марте 2013 года в британской прессе высказывались предположения, что Россия может воспользоваться кипрским банковским кризисом, чтобы построить на острове военную базу. Ходили разговоры и о том, что Москва предлагала Никосии финансовую помощь в обмен на право использования военной базы. А в июне в СМИ появились сообщения о том, что РФ и Кипр достигли предварительной договоренности об использовании российскими военными авиабазы «Андреас Папандреу» в Пафосе. Утверждалось, что министр иностранных дел Кипра обсудил вопрос об авиабазе со своим российским коллегой Сергеем Лавровым на полях Петербургского международного экономического форума.
Между тем во время встречи в начале ноября российских журналистов (в которой принимал участие и «МК») в Никосии с главой МИД Республики Кипр Иоаннисом Касулидисом, министр иностранных дел, отвечая на вопрос о возможном интересе России к военным базам на Кипре, заявил: «Россия ни тогда, ни теперь никакой военной базы на Кипре не просила. Мы стремимся актуализировать наши соглашения о военном сотрудничестве и сейчас мы ведем переговоры о том, в какой форме мы сможем предоставлять определенные льготы российскому флоту, который сейчас находится в Средиземном море».