Путин и Эрдоган, конечно, не близнецы-братья, но во многом похожи (вчера они даже нарядились в одинаковые черные костюмы и бордовые галстуки). Оба обладают жестким характером, любят держать все под контролем и отличаются прямо-таки страстью к управлению государством - в Европе отмечают, что достижения и проблемы России и Турции тоже во многом похожи. Эрдоган, как и Путин, обеспечил своей стране определенную экономическую стабильность. (При нём Турция показала рекордные темпы роста и сейчас входит в число 20 крупнейших экономик мира). И, так же, как и Путин, имеет проблемы с гражданским обществом и даже свою Болотную площадь: за последний год на Таксим в центре Стамбула неоднократно выходили тысячи недовольных его политикой людей.
В четверг, когда Эрдоган находился на полпути в Санкт-Петербург, один такой недовольный пытался прорваться в резиденцию премьер-министра с муляжом пояса шахида. Что характерно, полиция церемониться не стала и сразу же прострелила мужчине (как потом выяснилось, он был психически не здоров) ногу. На встрече в Санкт-Петербурге проблемы терроризма обсуждались прежде всего применительно к Олимпиаде в Сочи. Турция - ближайший сосед России в регионе, и нет ничего удивительного в том, что в преддверии игр правоохранительные органы и спецслужбы двух стран расширяют контакты. "Мы заинтересованы в тесном взаимодействии по обеспечению безопасности Олимпиады в Сочи", - подчеркнул Путин.
Другими важными направлениями сотрудничества он назвал энергетику, машиностроение и проекты в военно-технической сфере. Турция занимает второе место по покупкам российского газа, который пока поставляется по путепроводу "Голубой поток". В 2014 году начнется строительство турецкого участка газопровода "Южный поток" и первой на территории Турции АЭС. Предполагается, что Росатом инвестирует в этот проект $20 млрд, четверть из которых, по словам Владимира Путина, освоят турецкие компании. В качестве ответного жеста Россия рассчитывает на налоговые льготы и гарантии закупки электроэнергии, отметил российский президент.
Пока же основной вклад в турецкую экономику делают российские туристы. Несмотря на многочисленные программы по развитию курортов Кавказа, подавляющее большинство россиян по-прежнему выбирают "берег турецкий". В 2012 году Турцию посетили 3,6 млн россиян, в январе-сентябре 2013 года - 3,8 млн. "По итогам текущего года ожидается новый рекорд - 4 млн.человек", - сообщил Путин. А г-н Эрдоган добавил, что если россияне "немножко постараются", то смогут выйти на первое место среди приезжающих в страну иностранцев. В теории Турция готова ежегодно принимать до 10 млн российских туристов. Что касается самих турков, то у них северный сосед пока большого интереса не вызывает: в этом году к нам приехали всего 100 тыс.человек. Чтобы поспособствовать развитию процесса, Путин предложил подумать о проведении "перекрестного года" туризма двух стран.
На пресс-конференции по итогам встречи представители турецких СМИ решили-таки вбить гвоздь раздора в единодушие двух лидеров, задав вопрос о судьбе отпущенной под залог активистки Гринписа турецкого происхождения:
- Вы обсуждали этот вопрос с российским президентом? Не собираетесь ли забрать ее с собой?
- Ну он вообще-то с женой приехал, - возмутился вместо Эрдогана Путин, - как это он может ее с собой увезти, о чем вы вообще спрашиваете?
Глава государства признал, что вопрос о судьбе освобожденной под залог турчанки ставился его визави, но российские власти не могут вмешиваться в ситуацию. "Есть определенные юридические процедуры, и они будут соблюдены", - подчеркнул он, намекнув, что Турции неплохо было бы примерить аналогичную ситуацию на себя:
- Скоро все они (гринписовцы и прочие активисты - «МК») соберутся в Турции и поработают как следует над вашими проектами, - припугнул он Эрдогана.