Политическая жизнь Египта в очередной раз достигла высокого накала, вылившись в настоящую бойню на улицах и площадях. Количество жертв среди населения приблизилось к числу манифестантов, которые погибли в 2011 году — в самом начале «арабской весны». Однако то, что происходит сегодня, вряд ли можно назвать кульминацией египетской «революции».
Улицы египетских городов уже целый месяц кипят из-за того, что сторонники свергнутого президента страны Мохаммеда Мурси никак не могут смириться с уходом своего лидера. Как известно, еще в начале июля часть египтян выразила недовольство «фараонскими» замашками Мурси, и пятый президент Египта лишился своего кресла спустя год после своего воцарения.
Стоит напомнить, что еще в 2012 году приход Мохаммеда Мурси казался египтянам глотком свежего воздуха после невыносимо долгого правления президента Хосни Мубарака, который фактически узурпировал власть и провел у руля больше двух обещанных сроков. Но надежды, которые протестующие возлагали на Мурси, не оправдались, и ситуация с пятым президентом республики пошла почти по тому же сценарию, что и ситуация с «диктатором» Мубараком… Достаточно символично на этом фоне выглядит то, что Мурси, обвиненный в шпионаже, попал в ту же тюрьму, что и его предшественник, президент №4.
Однако «низложение» Мохаммеда Мурси напоминает и другие, более давние события в Египте…
Как известно, жители арабской страны получили право выбирать себе президента только с пятидесятых годов прошлого века. Именно тогда армейские офицеры возглавили переворот против правящей монархии и установили республику. Наверное, тогда это тоже называли революцией. А в 1952 году Египет возглавил первый президент — Мухаммед Нагиб, приход которого ознаменовал большие перемены в стране пирамид. Однако не прошло и двух лет, как новоявленного главу государства вынудили уйти и заключили под домашний арест из-за… обвинений в диктаторских амбициях.
«Естественным» путем президентский пост в Египте покинул лишь умерший в 1970 году Герой Советского Союза Гамаль Абдель Насер. Его преемник, нобелевский лауреат Анвар Садат, был убит исламистами во время военного парада в 1981-м.
Иногда кажется, что у Египта попросту нет такого фермента, который бы помог «переварить» такое сложное вещество, как революция. Но я считаю, что египетские события — это обычное движение по спирали, где каждый новый виток похож на прежний.
Не исключено, что на ближайшие месяцы, а может быть, и годы мы обеспечены новостными сообщениями вроде «Египет закрыт для туристов» или «число жертв беспорядков в Египте возросло до стольких-то».
Вполне вероятно, что каждый следующий год будет таким же беспокойным, как предыдущий, а каждая пятничная молитва будет оборачиваться новыми «днями гнева», протестами и погромами. И мы будем наблюдать, как политическая жизнь Египта в очередной раз выходит из берегов, как древние воды Нила… А разлив этой реки, как известно, происходит ежегодно и никого не удивляет.