Сноуден стремится в Эквадор, где ему предоставляется убежище. Пятнадцать часов в ожидании стыковочного рейса проходят в страшном напряжении. США давят на российские власти, требуя экстрадиции. Русские увиливают: транзитная зона – нейтральная территория. И уже ползут слухи, что американцы будут сажать самолет, когда он окажется в американском воздушном пространстве. И встает вопрос о летчиках «Аэрофлота», которые будут пилотировать рейс со Сноуденом. Послушаются они американских авиадиспетчеров? А если нет, тогда что? Самолет будут сбивать?
Кульминация уже где-то близко. Но она еще не произошла.
Самолет должен был вылететь в понедельник в начале третьего. Я писала эту заметку в час дня и по сообщениям информагентств чувствовала, как накаляется атмосфера. Их тон не оставлял сомнений.
«Белый дом ожидает от российских властей, что те "рассмотрят все имеющиеся возможности" по экстрадиции бывшего сотрудника ЦРУ и Агентства национальной безопасности Эдварда Сноудена в США, где ему грозит уголовное преследование по обвинению в шпионаже» - сообщает ВВС.
Американские власти требуют от российских властей сдать Сноудена. Любыми путями. Российские власти не сдают. И я этому рада, потому что я на его стороне. Я болею за него. Так же, как он, я не хочу, чтоб мир был под колпаком спецслужб. Я не хочу, чтоб мои звонки, моя почта, мои мысли кем-то отслеживались.
Власти моей страны делают именно то, что мне хочется. Редкий случай: мы совпадаем.
Единственное, что омрачает мне чувство единения и гордости за своих правителей – понимание того, что они руководствуются совершенными иными мотивами, нежели я.
Я за Сноудена, потому что я против массовой слежки за людьми – в каких бы прекрасных целях она ни велась. Они за Сноудена, чтоб насолить американцам.
Благодаря ему стало известно, что спецслужбы США прослушивали телефонные разговоры Дмитрия Медведева на саммите «двадцатки». Одного этого достаточно для наших властей, чтоб не выдавать американцам никого и никогда. Не говоря уже об остальном длинном списке обид – от европейской ПРО до акта Магнитского.
Что же касается того, что не приемлемо для меня – массовой слежки, я думаю, против нее они как раз ничего не имеют. И были бы очень довольны, если бы у наших спецслужб был такой же проект PRISM, позволяющий отслеживать по всему миру телефонные переговоры, электронную почту и социальные сети.
Может, кстати, он уже есть. Или в скором времени будет. И если у нас найдется какой-нибудь сноуден-разоблачитель, они его не пощадят.
Точно так же, американцы.
P.S. В понедельник в 14.41 по московскому времени самолет, вылетающий из Шереметьево, на котором должен был находиться Эдвард Сноуден, вырулил на взлетную полосу. Однако, по сообщениям журналистов, купившим на этот рейс билеты, на борту его не было – ни в бизнес-классе, ни в экономическом.
Возможны три варианта. Либо он все-таки на борту, но его спрятали, чтоб у американцев не было причин сажать самолет. Либо он уехал из Шереметьево в машине посла Эквадора и будет теперь жить в эквадорском посольстве в Москве, как Ассанж живет в Лондоне. Либо он остался в транзитной зоне и попробует добраться до Эквадора другими рейсами.
В любом случае, кино не закончилось. Кульминация временно откладывается. Проект PRISM жив. Сноуден – тоже. Продолжение следует.
Смотрите видео «Информатор Эдвард Сноуден: "Меня могут убрать ЦРУ или мафия"