Мюллеру буквально через неделю после начала его работы на этом посту пришлось отвечать (по крайней мере, словесно) за катастрофические промахи ФБР, сделавшие возможными теракты 11 сентября. Бывший морской пехотинец, участник войны во Вьетнаме, он умеет держать удар, и два президента подряд – Буш-младший и Обама – были довольны его работой, но всему приходит конец. Он отпахал (и это слово здесь вполне оправдано) 12 лет во главе ФБР, а ему в августе исполнится 69 лет – пора найти что-то поспокойнее, типа легкого консультирования, преподавания и чтения лекций. Мюллер подал в отставку, и Обама стал искать и нашел ему замену.
Джеймс Коуми работал при Джордже Буше-младшем замминистра юстиции – а ФБР входит в систему минюста. Ему 52 года, до минюста он был окружным федеральным прокурором по Южному округу Нью-Йорка (этот округ богат громкими делами, связанными с уолл-стритовским мошенничеством, коррупцией нью-йоркских чиновников, деятельностью мафии и т.п.). Покинув минюст в 2005 году, Коуми вышел из госаппарата в частный бизнес через «дверь-вертушку», через которую сейчас он должен вернуться обратно в госаппарат. (Дело это в Америке обычное до обыденности). Он стал старшим вице-президентом и главным юристом концерна «Локхид-Мартин», этого флагмана военно-промышленного комплекса, который живет (и очень недурно) исключительно за счет оборонного госзаказа. Потом поработал в инвестиционной фирме Bridgewater Associates, а в начале этого года занялся научной работой в Колумбийском университете.
Сейчас, когда в Америке вовсю бушует скандал с прослушкой, многие вспоминают, что Джеймс Коуми когда-то заставил о себе заговорить именно в связи с этой проблемой. О том, что администрация Буша-младшего слушает разговоры американцев и перехватывает их переписку без санкции суда (которая раньше была обязательна), рассказала газета The New York Times. Она же сообщила, что в марте 2004 года, когда Коуми заменял находившегося в больнице главу минюста Джона Эшкрофта, его попросили «завизировать» новую программу внесудебной прослушки, но он отказался.
После отказа и.о. министра дать «добро» этой программе бушевские помощники двинули в больницу к министру юстиции, чтобы заручиться его согласием. Эшкрофт был ослаблен болезнью (на что и расчитывали эмиссары Белого дома), но Коуми пришел ему на помощь: он приехал в госпиталь к больному шефу раньше, чем туда пожаловали «засыльные казачки» Буша – помощник президента Эндрю Кард и юрисконсульт Белого дома Альберто Гонзалес (впоследствии он занял кресло главы минюста). Пожаловали, кстати, вопреки просьбе жены Эшкрофта – не пускать к мужу никаких посетителей. С помощью Коуми Джон Эшкрофт отбил атаку настырных чиновников из президентской администрации.
Кстати, тогда Роберт Мюллер тоже был против бушевского варианта внесудебной прослушки. И Коуми, и Мюллер были готовы уйти в отставку, если Белый дом не прислушается к возражениям минюста и не учтет предлагаемые им поправки. Прислушался и учел – но только после того, как Коуми получил аудиенцию у президента Буша, и тот «укоротил» своих не в меру ретивых подчиненных. О чем именно договорились Коуми и Буш, как была модифицирована программа – об этом Коуми не рассказывал прежде и не расскажет впоследствии: программа глубоко засекречена.
В 2005 году, когда министром юстиции был уже Альберто Гонзалес, Коуми еще раз «поплыл против течения» – он попытался убедить своего босса и Белый дом, что надо отказаться от жестоких методов допроса подозреваемых в терроризме, т.к. это наносит ущерб репутации страны.
Если Сенат США утвердит (а он, скорее всего, утвердит) Коуми в качестве нового главы ФБР, это станет его новой работой на 10-летний срок. Ему придется командовать штатом в 36 тысяч человек. И разъяснять американцам, зачем нужна прослушка – которая, согласно последним разоблачениям, ведется в массированных масштабах и, когда необходимо, без санкции суда. (Закон, принятый в 2008 году, разрешает получать ордер на прослушку задним числом не позже, чем через неделю после начала прослушивания. – И.Б.)