Зарин трудно обнаружить. Он не имеет ни цвета, ни запаха, ни вкуса. У Сирии одни из самых больших запасов химического оружи – это также и горчичный газ, и газы типа VX. Все эти газы запрещены международными конвенциями. Запрещено не только их применение, но и производство и хранение, наряду с биологическим оружием.
Заявление Родса ставит в трудное положение президента Барака Обаму. Переход «красной линии» режимом Асада Обама объявлял «меняющим правила игры», то есть дающим Вашингтону повод оснастить повстанцев убойным оружием. До сих пор Вашингтон поставлял им исключительно продовольствие, средства связи и медикаменты.
В Вашингтоне из некоторых официальных кругов сообщают, что, возможно, после перехода Асадом «красной линии» США начнут поставлять сирийским повстанцам стрелковое оружие и боеприпасы. Все эти операции будут координироваться Центральным разведывательным управлением. Не исключают, что будет поставлено и противотанковое оружие. Но вот о поставках противовоздушных средств ничего не говорится, хотя командиры повстанцев больше всего настаивают именно на этом оружии.
Подвигнуть Вашингтон на реальные поставки вооружения сирийским повстанцам поддерживали наиболее радикально настроенные деятели в администрации Обамы. Такое предложение еще в прошлом году было внесено Петреусом, который тогда занимал пост директора ЦРУ. Его поддерживали и министр обороны Панетта и госсекретарь Хиллари Клинтон. Однако внутренняя белодомовская команда Обамы взяла верх и отправка вооружений сирийским повстанцам не состоялась.
Несмотря на уход и Петреуса, и Панетты, и Клинтон, раскол в обамовской администрации по поводу снабжения сирийских повстанцев по-прежнему остается. Нажим на Обаму все больше усиливается. Как только что сообщила организация ООН с марта 2011 года в Сирии были убиты 93 тыс. человек. Наконец, все больше военное преимущество переходит на сторону правительства Асада. Этому способствует то обстоятельство, что шиитские воины ливанской Хезболлы при поддержке Ирана выступают сейчас на стороне Асада против взбунтовавшихся суннитов. С помощью Хезболлы был взят один из опорных пунктов повстанцев. Сгущаются тучи над главным городов повстанцев Алеппо.
В данной ситуации весьма важен тот факт, что Иран непосредственно снабжает сирийское правительство, перелетая через иракское воздушное пространство. Некоторое время тому назад госсекретарь США Керри летал в Багдад и пытался убедить премьер-министра Ирака Малики не предоставлять воздушный коридор Ирану. Какое-то время действительно воздушный мост Иран-Сирия перестал действовать. Однако сейчас он снова функционирует.
Обама, дав приказ сделать заявление о том, что Асад переступил «красную линию», готовил почву к встрече Большой восьмерки, которая состоится на днях в Северной Ирландии. Сам он вылетает на саммит уже в воскресенье. Подтвердив применение Сирии химического оружия, Обама якобы хочет иметь козырь для того, чтобы подтолкнуть Англию и Францию к более активным действиям в помощь сирийским повстанцам. Однако одновременно он заявляет, что «американских ботинок не будет на сирийской земле». Но в данный момент речь идет не о десанте американских войск в Сирию, а о создании так называемой «бесполетной зоны над Сирией». Такая зона необходима для того, чтобы во-первых, перерывать воздушный мост Иран-Сирия, а во-вторых, защитить отряды повстанцев от бомбардировок с воздуха. Именно к созданию таких «нелетных зон» призвали в четверг президента Обаму сенатор Джон Маккейн и экс-президент США Билл Клинтон.
Оказывают давление на Вашингтон и некоторые ближневосточные страны. Саудовская Аравия и Катар посылают повстанцам оружие. Делает это и Турция. Однако этого явно недостаточно. Положение в Сирии обостряется. Обостряется оно и на полях сражений, и вокруг самой Сирии. Поэтому соответственно обостряется и международная обстановка. Великие державы, от которых зависит решение этого конфликта, не имеют общей позиции. Отсутствует единство даже в их столицах. Тем временем Сирия заливается кровью. То, что для великих держав «красная линия», для сирийского народа – черная смерть.