Основные претенденты на президентское кресло, похоже, уже известны: преемник Чавеса, вице-президент при нем, а ныне временный глава государства Николас Мадуро и единый кандидат от оппозиции, губернатор штата Миранда Энрике Каприлес.
На выборах в октябре 2012 года Уго Чавес, шедший в связке с Николасом Мадуро, победил Каприлеса, с перевесом менее чем в 10% (54% проголосовали за Чавеса, 44% – за оппозиционного кандидата).
Удастся ли Мадуро, не обладающего чавесовской харизмой, победить в апреле 2013-го? У него есть основания думать, что да. По данным последних соцопросов, Мадуро является фаворитом предстоящих выборов. К тому же отсвет посмертной славы команданте Чавеса падает на него.
Битва обещает быть серьезной. Артподготовкой к ней послужил бойкот оппозицией церемонии приведения к присяге Николаса Мадуро. Ее сочли неконституционной, так как закон предполагает, что в случае смерти президента его функции временно переходят к спикеру Национальной ассамблеи. Но тут сыграла роль воля Чавеса, назначившего своим преемником именно вице-президента Мадуро.
Пока начинают завариваться предвыборные страсти, венесуэльцы продолжают нескончаемым потоком прощаться с покойным Чавесом, чей гроб выставлен в военном музее в Каракасе.
Если планы нынешних властей сбудутся, то останки Чавеса ждет судьба тела Ленина: бальзамирование с последующим помещением под стекло на обозрение публики. «Было решено, что тело команданте будет забальзамировано, так чтобы его останки навсегда могли находиться перед глазами людей в музее. Подобно Хо Ши Мину. Подобно Ленину. Подобно Мао Цзэдуну», – заявил Николас Мадуро. Тело Чавеса собираются поместить в хрустальной гробнице в музее, размещенном в здании бывших казарм, откуда подполковник-десантник Чавес в феврале 1992 года руководил неудавшейся попыткой свержения режима президента Карлоса Андреса Переса. Впоследствии было решено преобразовать это здание в Музей Революции.
Не исключено, что с течением времени забальзамированные останки Уго Чавеса могут быть перемещены из Музея Революции в Национальный Пантеон и помещены рядом с местом погребения великого южноамериканского революционера XIX века Симона Боливара.
В Южной Америке, в соседней с Венесуэлой Кооперативной Республике Гайана уже имеется бальзамирования тела президента. После смерти левоориентированного гайанского президента Форбса Бёрнэма (1923-1985) его останки были забальзамированы советскими учеными. Тело президента Бёрнэма было помещено в усыпальницу из пурпурного стекла, помещенную в ботаническом саду в Джорджтауне (что в тропических условиях Гайаны было вряд ли разумным). Хотя использовалась холодильная установка из-за перегрузки электрических сетей, она часто прекращала работу. После того, как тело Бёрнэма было отправлено на перебальзамирование в Москву, на этом месте начали возводить дорогостоящее подобие мавзолея. В конце концов, останки президента Гайаны были по-скромному помещены в герметическую капсулу.