Заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев сообщает, что в связи с суровой зимой его компания, напротив, максимально нарастила поставки в Европу.
Однако, по словам Марлене Хольцнер, пресс-секретаря Еврокомиссии, Россия сократила поставки газа в ряд европейских стран: Польшу, Словакию, Австрию, Венгрию, Болгарию, Румынию, Грецию, Италию и Германию. По ее данным, все страны ЕС компенсируют недостаток топлива из собственных запасов или за счет сжиженного природного газа. Польша сообщила в пятницу, что поставки идут в нормальном объеме, но могут быть вновь снижены в ближайшие дни из-за сохраняющихся морозов. Болгарский оператор газопроводов заявил, что Россия снизила поставки в Болгарию и соседние с ней Грецию, Турцию и Македонию более чем на 30%. Чтобы восполнить недостаток топлива, Болгария берет газ из собственных запасов, заявил гендиректор Bulgartransgaz Кирилл Темелков.
Европа требует больше газа, чем заявлено на поставку, заявил начальник управления структурирования контрактов и ценообразования «Газпром экспорт» Сергей Комлев. «Они просят больше, чем мы обязаны поставлять. Есть разница между «хотелками» и согласованными контрактными количествами – максимальными количествами, которые определены и на месяц, и на каждый день», – прокомментировал он.
Сокращение поставок газа в Европу неожиданно сыграло на руку украинцам. Разве это не возможность выслужиться перед «большими братьями» и увеличить шанс вступления в Евросоюз, путем подачи желаемого топлива в Европу? «Мы действуем в ваших интересах,» - утверждают украинские чиновники. «Мы поможем "Газпрому" обеспечить топливом страны Европы, компенсировав недостачу газом из своих подземных хранилищ, и предлагаем заключить соответствующий договор», заявил украинский премьер-министр Николай Азаров.
Однако, на это заманчивое предложение европейцы пока не откликнулись. А были ли недопоставки? - возникает резонный вопрос.
Как стороны выйдут из этого конфликта пока не ясно. Зима покажет. Но понятно, что «Газпром» навредил сам себе, прикрываясь контрактными обязательствами. Зачем бороться за звание главного газового поставщика Европы, инициируя строительство одного «потока» за другим, когда в случае аномальных холодов топлива не хватает даже себе?