Давос выбирает между «ужасным концом» и «ужасом без конца»

В Швейцарии официально начал свою работу Всемирный экономический форум

Представители 1% самых богатых людей мира в течение пяти ближайших дней будут обсуждать проблемы остальных 99%. Для начала участники 42-го давосского форума приговорили капитализм: его западной модели осталось 3—4 года. «Развал капитализма» попытался предотвратить экс-министр экономики Герман Греф, выдав рецепт спасения еврозоны.

В Швейцарии официально начал свою работу Всемирный экономический форум

Форума начался со скандала: впервые за 30-летнюю историю форумов в нем отказалась участвовать официальная китайская делегация. Еще в ноябре прошлого года Пекин направил в Давос письмо с просьбой перенести мероприятие: оно накладывается на китайский новый год. В письме было указано: «Ну, вы же не проводите форум под Рождество». Давос никак не отреагировал на просьбы Пекина, и это добавило мероприятию солидную долю абсурда. Ведь обсуждать судьбы мира предстоит без одной из ее крупнейших экономик.

Участники форума изначально были далеки от оптимизма. Свой приговор существующей финансовой системе уже вынес основатель давосских встреч Клаус Шваб, который объявил о смерти капитализма.

Мрачные прогнозы дала и директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард: «Речь идет не о спасении какой-то одной страны или региона, а о спасении всего мира от порочного круга экономического спада. О необходимости избежать повторения опыта 1930-х годов, когда бездействие, изолированность и жесткие идеологические позиции привели к коллапсу». У западной модели свободного рынка осталось 3—4 года для того, чтобы измениться, заявил в начале давосской встречи Дэвид Рубинштейн, управляющий инвестфонда Carlyle. «Если не изменимся, то скоро проиграем», — говорит он, имея в виду конкуренцию с развивающимися странами. - Для капитализма, в условиях которого мы живем и который мы считаем лучшим в мире из всех возможных типов капитализма, это будет конец игры».

У канцлера Германии Ангелы Меркель, которой выпала честь открывать помпезное мероприятие, есть рецепт мирового финансового счастья, но очень не конкретный: развитие Европы не должно ограничиваться укреплением бюджетной дисциплины, следует думать о росте экономики. Канцлер говорила о «совместной ответственности в случае более глубокой интеграции», но заметила, что не имеет в виду выпуск единых европейских облигаций. Ранее о возможности выпуска общих долговых бумаг 17 стран еврозоны заявляли в Еврокомиссии.

«Остров стабильности» и «тихая гавань» Россия, не представленная на этот раз высшими лицами (официальную российскую делегацию возглавил первый вице-премьер Игорь Шувалов), продолжила успокаивать всех – и, в первую очередь, себя. «Евро еще, мне кажется, скажет свое слово. И не нужно суетиться, - говорил в кулуарах форума Герман Греф, председатель правления Сбербанка РФ и экс-министр экономики. - Если говорить о флуктуациях курса, скорее всего, самое большое влияние он имеет на человеческую психику. Все, что должно произойти, уже произошло». У бывшего чиновника, а ныне бизнесмена тоже есть рецепт для Европы. Выход Греции из еврозоны - это оптимальное решение как для этой страны, так и для ЕС, убеждает он: «Это тот самый случай, когда лучше ужасный конец, чем ужас без конца».

Выход из еврозоны, по его оценке, позволит Греции усилить конкурентоспособность экономики за счет ослабления национальной валюты. Как можно двигаться в этом направлении «при таком сильном евро», Греф понимать отказывается.

Но инвестор Джордж Сорос уверен, что даже возможный дефолт страны не будет означать ее отказа от евро. Хотя и он говорит о возможном исключении Греции из зоны единой валюты: «В Греции есть много влиятельных сторонников отказа страны от евро. Владельцы бизнеса сильно заинтересованы в том, чтобы платить налоги в драхмах, а не в евро».

Сорос так же, как и Меркель, прописал строгую бюджетную дисциплину в наиболее пострадавших от долгового кризиса странах. «Но потом потребуются новые меры, дополнительные стимулы для выхода из дефляционной спирали, - вторит ей он. - Структурных реформ недостаточно. Нужны стимулы со стороны Евросоюза. Это выпуск облигаций в том или ином виде».

В кулуарах обсуждалось и эмбарго на поставки в Евросоюз нефти и нефтехимической продукции из Ирана. Нас, как сырьевую державу, это тоже затрагивает напрямую. Нефтянники успокаивали: событие не окажет существенного влияния на мировой нефтяной рынок, заявил в кулуарах глава Total Кристоф де Маржери. «Думаю, иранская нефть просто потечет в другом направлении. Иран даст дисконт, чтобы сделать это быстрее и легче, и ничего не изменится. Взгляните на цену - она практически не реагирует. Рынок решил, что от европейских санкций особого эффекта не будет», - не обнадежил наших чиновников он.

Согласованный рецепт экономического счастья так сразу не найти. Впрочем, не беда – впереди еще четыре дня дискуссий.
 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру