Для самого некоммерческого художника предложение представить Россию на международной арт-арене стало неожиданностью. Однако поведать лично о том, что готовит к выставке, Монастырский не смог: накануне пресс-конференции в Министерстве культуры он заболел. Отдуваться за него пришлось худруку павильона России Борису Гройсу, новоиспеченному комиссару Стелле Касаевоц, комиссару Минкультуры на международных выставках Василию Церетели и замминистра культуры Павлу Хорошилову. Но даже им пока сложно сказать, как будет выглядеть наш павильон. Известно, что из федерального бюджета на него уже выделено 10 миллионов рублей. И основная их часть должна пойти на создание необычной инсталляции, в которую войдут и документы “Коллективных действий”.
— “Коллективные действия” — не столько вещи, сколько события и ситуации, — говорит Борис Гройс. — Неизбежно будет включена документация, интегрированная в новую инсталляцию.
Работы Монастырского всегда были связаны с концепцией пустоты. И теперь проект “Пустые зоны” будет связан с его идеей. Холодная война создала культурный разрыв, так что даже сейчас Запад не понимает, что же происходило с искусством в России в 60—70-е годы. Этот проект должен синхронизировать наши культуры.
В этом году российский павильон будет отличаться от всего того, что показывали раньше. Генеральной репетицией Венеции стала недавно открывшаяся выставка Монастырского в Музее современного искусства. Но даже российский зритель, особенно молодой, не смог проникнуться историей концептуализма — сложно читать бесконечные тексты, какими бы значимыми для искусства они ни были.
Уже известно, что главной фишкой немецкого и американского павильонов станет перформанс. Российский же павильон не собирается поддаваться общей тенденции и никаких акций устраивать не будет. Хотя элементы интерактива все же обещают. Команда кураторов российского павильона позаботилась об охране помещения, где будет представлена выставка. Это значит, итальянские бомжи не доберутся до русского искусства, как это было на прошлой биеннале, когда бездомные провели в подвале нашего павильона несколько ночей.
Но можем ли мы рассчитывать на главную награду Венецианской биеннале, “Золотого льва”?
— Это не соревнование по пляжному волейболу, — ответил Павел Хорошилов. — Выиграем — поднимем престиж страны, нет — тоже ничего.