В Москве, например, есть памятник хитрому коту на площади Земляной Вал. Другой бронзовый котейка наблюдает за прохожими с высоты второго этажа на углу Большого Овчинниковского переулка и Пятницкой. Но большую известность получила другая скульптура — бронзовые Коровьев и кот Бегемот, сидящие на скамеечке почему-то… в Марьиной Роще. В Санкт-Петербурге памятников котам и кошкам еще больше. Есть среди них и монументальные гранитные коты в Петергофе, и элегантные бронзовые зверьки на фасадах зданий. Самые популярные — кот Елисей и кошка Василиса на Малой Садовой. Эти скульптуры — дань памяти благодарных петербуржцев котам — спасителям блокадного города. В 42-м году, когда после продолжительной и голодной зимы в Ленинграде не осталось ни одной кошки, пришла новая страшная напасть: полчища крыс одолевали город, грозя сожрать последние запасы зерна и продовольствия. И вот тогда в качестве помощи из Ярославской области в Ленинград было направлено четыре вагона с дымчатыми котами и кошками-крысоловами. Этих зверьков уже никто не стал пускать в пищу. Наоборот, за одного котенка отдавали пайки хлеба. Котов было мало, крыс — несравненно больше. Но отважные крысоловы порой ценой собственной жизни город от серых полчищ спасли. В 2000 году их подвиг решили увековечить. Есть в Петербурге и другой “благодарственный памятник” кошке: на территории Санкт-Петербургского университета у экспериментального корпуса биофака стоит метровая скульптура в честь зверьков, чьи жизни принесли в жертву науке.
Душещипательная история памятника коту Пантелеймону в самом центре города Киева. Персидский кот Пантюша жил при ресторане напротив Золотых Ворот. Добродушный увалень был любимцем персонала и посетителей. Но во время пожара кот трагически погиб: Пантюша, как настоящий капитан, до последнего не желал покидать горящее здание и задохнулся в дыму. Через некоторое время напротив восстановленного ресторана появилась бронзовая статуя кота Пантелеймона, которую подарили посетители. Немало в Киеве и других памятников коту: на Андреевском спуске примостился авангардный металлический кот, а рядышком — возле дома-музея Михаила Булгакова — прямо на фасаде расположился еще один известный персонаж — кот Бегемот.
Вообще котов скульпторы любят. В подмосковном городе Раменское обосновались целых два знаменитых кота — пушкинский Кот ученый, который сидит на цепи под дубом на одной из улиц, и кот Матроскин вместе с Шариком на скамеечке у фонтана в центре города. Кстати, Кот ученый есть также в Пушкине, Туле и Владимире. А в Воронеже в последние годы самым популярным и любимым стал памятник котенку Василию “с улицы Лизюкова” — в честь одноименного мультфильма. В Казани же установлен трехметровый памятник лубочному “коту казанскому” — Алабрысу.
Памятники котам и кошкам есть в Красноярске, Нижнем Новгороде, Калининграде, Смоленске, Барнауле. Во Владивостоке гордятся скульптурой “кота корабельного”, а в Тюмени есть целая аллея кошек, установленных на разных постаментах, — любимое место отдыха горожан.
В своей любви к скульптурным кошкам не отстают и другие соседние страны. В столице Армении Ереване главной достопримечательностью стал кот, фундаментальный, как гора Арарат. Скульптура известного мастера Фернандо Ботеро была подарена городу фондом семьи Гафезчян.
В Караганде увековечили “кошку, которая гуляет сама по себе”. В Риге есть целый “кошачий дом”, крыша которого украшена изображением черных зверушек. А в Клайпеде создали интересного “мутанта” — “кота шагающего”, с мужским лицом и довольно двусмысленным хвостом. Неудивительно, что у латвийских девушек есть поверье: если потереться о хвост этого кота, можно забеременеть.
Другому представителю года — кролику — не так повезло со своим скульптурным воплощением. Но все же и этого героя не оставили без внимания. Правда, скульпторы больше тяготеют к собрату кролика — зайцу. Но за неимением прочего может сгодиться и такой монумент. В Санкт-Петербурге известен памятник наводнению — зайчик, сидящий на островке. В селе Михайловском Псковской области установлен памятник зайцу, который перебежал дорогу Пушкину, когда тот собирался ехать в Санкт-Петербург для участия в восстании декабристов. Суеверный поэт повернул обратно и тем самым спас себя от ссылки. Есть памятник зайцам в городе Якутске: считается, что эти зверьки наиболее любимы якутскими охотниками. Есть свой заяц и в городе Ереване: в отличие от скульптурного могучего кота ереванский заяц — стройный, как тростинка. Ну а, собственно, памятник “братцу Кролику” есть в городе Ульяновске.
В общем, если хорошо поискать, то наверняка в вашей округе найдется не одно скульптурное изображение символов года, к которому в ближайшие двенадцать месяцев можно обращаться за “астральной помощью”.