Груз на Южный полюс будет доставлен самолетом “Ил-76ТД” 21 ноября. Сначала самолет прибудет из Кейптауна на единственную посадочную полосу у научной станции Новолазаревская, а затем отправится к Южному полюсу. Уже через три часа бочки с топливом, 41,6 тонны, приземлятся возле американской антарктической станции Амундсен-Скотт. Такие полеты из-за погодных условий достаточно опасны. За самолетом не следят локаторы, нет систем, обеспечивающих безопасность полета. Уникальную работу проведет экипаж под командованием летчика-испытателя, Героя России Рубена Есаяна.
— Парашютное десантирование груза проходит в тяжелейших полярных условиях. Платформы с бочками топлива крепятся в самолете на специальных рельсах. При подлете к точке сброса в самолете открывается люк, пилот, от которого, кстати, зависит успех работы, наклоняет самолет, и они выкатываются наружу. Все это происходит на высоте 400—450 метров над уровнем площадки. Внизу груз уже ожидают полярники и устанавливают бочки в отмеченном месте. Обычно такие работы проводятся с октября по март — в это время в Антарктиде лето, — рассказали “МК” специалисты, не раз принимавшие участие в подобных спецоперациях.
На континенте, непригодном для человеческого существования, топливо очень дорогой продукт.
— Не потому, что стоит баснословных денег, — деньги здесь не ценятся, потому что никому не нужны. Дорогое, потому что жизненно необходимо. На нем делается все — от приготовления пищи до заправки легких самолетов, — рассказали полярники.
Уникальность нынешней операции в том, что раньше топливо и оборудование самолеты доставляли только до береговой линии. Отсюда до ближайших к Южному полюсу научных станций его приходилось переправлять с помощью специальных тракторов, которые в дороге часто ломались. Теперь же груз доставят сразу адресату.