В целом по стране, руководители в регионах с обеспечением высокой явки справились. Никогда ранее на выборах президента в России на участки не приходило, как в этот раз, 67,54% избирателей. Однако вопреки расхожему утверждению о том, что победителей не судят, все же попробуем если не судить, то, во всяком случае, проанализировать - каковы будут последствия для основных действующих лиц, принимавших в процессе президентской избирательной гонки участие.
Сначала о тех, кто может пока выдохнуть, и спать относительно спокойно… но не долго. Ведь уже понятно, что нас ждет «майский губернаторопад». Время на передышку и восстановление сил перед новым рубежом пока есть у Александра Буркова (Омская область), Сергея Левченко (Иркутская область), Андрея Никитина (Новгородская область), Глеба Никитина (Нижегородская область), Андрея Травникова (Новосибирская область), Андрея Тарасенко (Приморье), Владимира Якушева (Тюменская область), Дмитрия Азарова (Самарская область), Георгия Полтавченко (Санкт-Петербург), Александра Дрозденко (Ленинградская область), Евгения Савченко (Белгородская область).
Не позавидуешь сейчас руководству Кузбасса, Якутии, Чувашии, Башкирии, Брянской, Калининградской, Тульской, Оренбургской, Ивановской области, Алтайского и Краснодарского края. Некоторым из губернаторов этих регионов уже пора собирать чемоданы. Причем далеко не все из них уйдут, как это часто бывает «на повышение». Кому-то придется самостоятельно искать место под солнцем, ибо Кремлю они уже без надобности.
Теперь подробнее о том, что позволило сделать нам столь уверенный прогноз по грядущим кадровым перестановкам или отсутствию таковых в разных уголках нашей страны. Начнем с кандидатов на вылет.
Стремительно продолжает сдавать позиции старожил губернаторского «Олимпа» Аман Тулеев. Глава Кемеровская области. Пожар в кемеровском ТЦ не может не отразиться на перспективах губернатора, который вызвал справедливый гнев населения, даже не приехав на место трагедии. Люди в Кемерово весь день не расходятся со стихийного митинга, требуя отставки Тулеева.
Тулеев уже давно находится в зоне риска утраты своего статуса, а в ходе выборов потерял ещё несколько очков. Чем дальше, тем все меньше шансов уйти достойно. Подвинуть Тулеева может его собственный заместитель Сергей Цивелев, которого сам же губернатор и пригласил к себе на работу. Цивелев ставленник Сергея Чемезова (Ростех), но с местными элитами пока ему общего языка не удалось – его не принимают. Сможет ли Цивелев укротить местный политбомонд, будучи губернатором? Пока этот вопрос остается открытым.
В непростой ситуации находится Александр Богомаз, губернатор Брянской области. На замену губернатору в ближайшее время должны подыскать более перспективную кандидатуру. Пока попросту никто не хотел с ним вступать в открытое противостояние, ибо не было информации, насколько сильны его связи в Москве, и какие группы интересов могут за ним стоять. Однако экономическая ситуация в области печальна, и закрывать на это глаза уже не станут. Кроме того, регион близок к соседним Беларуси и Украине. Вероятность вспышек конфликтов там довольно высока. В нынешней непростой геополитической ситуации в таком регионе на условном «огневом рубеже» нужен более надежный губернатор.
Губернатор Калининградской области Антон Алиханов не прощается с президентскими амбициями. А убрав с поста мэра Калининграда Ярошука, демонстрирует даже навыки политического интригана. Но играть в политику ему осталось недолго. Вверенный ему регион – стратегический для страны. С учетом возможности разворачивания потенциального военного конфликта на его территории, оставлять в Калининградской области в качестве руководителя неопытного молодого менеджера крайне нецелесообразно. С большой вероятностью Алиханова скоро снова вернут в родные для него министерские структуры российского правительства.
Хоть и неплохо провела выборы Башкирия, но Рустэм Хамитов, скорее всего, кандидат на вылет. Вероятность его отставки в мае текущего года высока. Слишком зашкаливает уровень внутренних межэлитных конфликтов в регионе. Но главный вопрос – подбор преемника, который пока никак не удается решить. Опять же – из-за непрекращающейся борьбы серьезных влиятельных интересантов. Речь, в первую очередь, о нефтяном лобби. Баланс сил в республике так и не был найден. Однако именно этот фактор может и сыграть на руку Хамитову в части сохранения им своего поста.
Место Александра Карлина в Алтайском крае с большой вероятностью могут предложить экс-кандидату в президенты Павлу Грудинину. Данный факт можно связать с учетом количества голосов. 18 марта Грудинин получил поддержку почти 24% населения Алтая. Тем более, что за участие в президентской гонке экс-кандидату, да к тому же занявшему второе место, необходимо выдать какую-то награду.
Есть вероятность того, что сменят уже в этом году и главу Оренбургской области. Кандидатуру на его пост в Администрации президента уже присмотрели. Нынешний губернатор Юрий Берг, не обладающий прочными связями на правительственном уровне, скорее всего, уйдёт в бизнес-структуры.
Если бы не желание администрации президента сохранить существующий баланс сил в национальных республиках, то судьба Егора Борисова (Саха-Якутия) была бы предрешена еще в прошлом сентябре. Пока Борисов в подвешенном состоянии, но малейшее колебание в негатив поставит на его карьере крест. Отставка Борисова лишь вопрос времени. Пока в национальных республиках не намерены «раскачивать лодку», поскольку это одна из проблемных точек центробежных сил по стране. В Якутии также остро стоит национальный вопрос, есть проблемы в обустройстве миграционной политики, а также с китайской экспансией.
Очень близок к отставке врио главы Ивановской области Станислав Воскресенский. Там и на президентских выборах выдающихся результатов не было – явка ниже, чем в 2012 году. Поэтому первый серьезный экзамен на новой должности Воскресенский откровенно провалил. В области он работает с октября 2017 года, молод, динамичен и слывет ставленником одновременно и банкира Германа Грефа и вице-премьера Аркадия Дворковича.
Такой депрессивный регион, как Иваново, для Воскресенского совсем не подарок. Сам врио это осознает, и, по всей видимости, не строит серьёзных планов на продолжение карьеры в Иваново. Заметных улучшений в социально-экономической сфере Ивановской области с сентября прошлого года не произошло. Здесь и экологические проблемы, и проблемы ЖКХ, все чаще подогревающие протестные настроения в регионе. Проблемы губернатор пытается жестко подавлять силой, а не решать. Но уже все чаще получает довольно решительный отпор.
Вот и 18 марта ивановцы не стремились идти на избирательные участки, чтобы оказать поддержку президенту, или хотя бы проявить долю уважения к присланному в регион Воскресенскому.
Потерял доверие центра и Михаил Игнатьев, глава Чувашии. Но к нему, скорее всего, будут подбираться обходными путями. Возможно, через заместителей, которых будут «выдавливать», вплоть до показательных порок.
Врио губернатора Омской области Александр Бурков тоже может заполучить на сентябрьских выборах равноценного конкурента - такого же варяга. И победа в этом случае может достаться, как одному, так и другому кандидату. Да и кажется уже, что эксперимент с врио губернаторами, которые получают свои места благодаря партийной квоте, признали не слишком удавшимся.
Не радужные перспективы и у врио губернатора Приморья Андрея Тарасенко. До выборов его, скорее всего, допустят. Но у местных элит начинаются определённые «брожения», поскольку врио им уже очень много чего наобещал, а его потенциал оценивают трезво. Несмотря на фактическое отсутствие сегодня конкурентов у Тарасенко, их могут подкинуть уже очень скоро из центра, и сентябрьская кампания в Приморье будет напряженной.
Похожая история в Самарской области у врио Азарова: скоро и у него появится конкурент из числа федеральных политиков. Простые выборы ему никто не гарантировал. Вероятно, экс-мэру Самары придётся создавать на месте некую коалицию по защите рубежей от федерального центра.
Очевидно, что не успел приступить к обязанностям, но уже устал врио главы Новгородской области Андрей Никитин. Он не выполнил задач, поставленных перед ним Кремлём, и результат на выборах более чем плачевный. Новгородская область с 57,28% на третьем месте с конца списка по явке среди субъектов федерации. Это — закономерный результат политики Никитина. Он до сих пор так и не научился говорить с большинством новгородцев на понятном языке. Это, несомненно, вызовет праведный гнев в администрации президента — не за тем Андрея Сергеевича в Великий Новгород посылали, чтобы он явку проваливал. Но худшее наказание для Андрея Никитина — остаться во вверенной ему области на весь губернаторский срок, да не на один. Для привыкшего к кабинету на Новом Арбате Никитина, жизнь в Новгородской области без шансов вернуться в столицу с повышением — действительно страшное наказание. Никитин тяготится нахождением на губернаторском посту, о чем говорят его частые отлучки в Москву, Сочи, Сеул, Казань и так далее. По сути, правительством руководит его заместитель Сергей Сорокин. Но пока что никаких сигналов для возвращения Никитина из «ссылки» нет.
Президентскую кампанию провести качественно не смог и врио губернатора Нижегородской области Глеб Никитин, явка на президентских выборах 2018 года в Нижегородской области оказалась ниже, чем в 2012 году. Заодно врио продемонстрировал возможный сценарий проведения им губернаторских выборов в сентябре этого года.
Справляться с выборами в сентябре Никитину предстоит, рассчитывая только на свои силы. И, в первую очередь, ему нужно договариваться с местными элитами, которые после ряда громких арестов (вице-спикер Сорокин, глава УФНС Шелепов, братья-депутаты Глушковы) от врио ничего хорошего не ждут, и в своём завтрашнем дне не уверены. Сейчас в регионе сплелось воедино политическое и бизнес-лобби, элиты делят это выжженное поле, и могут повести себя непредсказуемо.
Показал себя не с лучшей стороны при организации выборов президента, провалив явку у себя в регионе, и врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников. Причиной неудач Травникова на посту губернатора может стать непрекращающееся противостояние местных элит, а также довольно слабый внутриполитический блок областной администрации. Прибывшие на помощь в выборах бойцы-политтехнологи из Москвы («Bakster Group»), президентскую кампанию не спасли. Межэлитные конфликты в регионе только обострились. Но, несмотря на это, заезжие политконсультанты стараются ухватить свой кусок бюджета уже на выборах губернаторских. Речь не только о Bakster Group». Не хотят упускать свое и представители агентства «ИМА-консалтинг», которое традиционно занимается частичным обслуживанием проектов, и опыта самостоятельной ответственности не имеет. Тем более, если выборы конкурентные.
Губительно на дальнейших карьерных перспективах Травникова сказывается и местный политический ландшафт. Губернаторские амбиции есть и у мэра Новосибирска Анатолия Локотя и председателя Заксобрания Андрея Шимкива. Плюс в регион вернулся экс-губернатор Виктор Толоконский (сейчас он советник Локотя), который тоже имеет определённые цели и обладает большим опытом ведения интриг. В сочетании все эти факторы создают для Травникова большие препятствия на выборах. Не исключено, что Локоть станет губернатором, а Толоконский избирается в Заксобрание (после чего, при помощи депутатов избавляется от Шимкива и занимает его место). Приезжий врио остается за бортом кампании.
Не стоит забывать и ещё про одно потенциального и весьма сильного игрока в Новосибирской области – депутате Государственной думы от партии «Единая Россия» Викторе Игнатове. Сейчас он, встроенный в систему, создает в партии лишь хаос и напряжение. А в условиях губернаторской кампании он, с большой вероятностью, будет воевать с властью, в частности, с Травниковым.
Протестные настроения в Новосибирске столь высоки, что там уже имеется «красный» мэр Локоть. Вслед за этим и Новосибирская область имеет все шансы получить губернатора-коммуниста. У Травникова шансы на избрание, хоть и тают, но еще сохраняются. Однако для этого нужна не такая топорная как сейчас, а более тонкая и качественная работа по ведению избирательной кампании. Потому что чем ближе выборы губернатора – тем конфликты в Новосибирской области становятся жарче.
Теперь о тех, у кого есть временный иммунитет.
Замену мэру Санкт-Петербурга Полтавченко ищут давно, но безуспешно. Если раньше интерес к региону не скрывал Дмитрий Козак, то теперь он перестал принимать участие в перипетиях борьбы за власть в регионе. Играющей на этом же поле министр транспорта Максим Соколов после скандала с ВИМ-авиа от региона отлучен. Ожидаем появление некой «темной лошадки». Но не в сентябре 2018-го, а уже к следующей избирательной кампании.
Главу Тюменской области Якушева прочили даже в вице-премьеры российского правительства, но пока смену ему в регионе не взрастили. Может быть, это сделают в текущем политическом цикле.
Довольно неплохие перспективы у губернатора Белгородской области Евгения Савченко. Но, несмотря на это, главе субъекта еще предстоит решить массу проблем с местными элитами, а также разобраться с социальными конфликтами в области.
У главы Карелии Артура Парфёнчикова ещё есть шансы укрепить свои позиции и улучшить показатели республики. Пока в «чёрном списке» Администрации президента его нет. Отчасти благодаря покровительству премьера Дмитрия Медведева.
Не имеет пока Центр и больших планов на Кировскую область. Игорь Васильев воспринимается как личная креатура президента Путина.
Губернатор Иркутской области Сергей Левченко пока остаётся в своём кресле. Но в ближайшем будущем расстановка политических сил в регионе будет меняться, и губернатор-коммунист центру, скорее всего, уже не понадобится.
Как видим, многим руководителям на местах сейчас не до отдыха. У них есть не так много времени до мая, то есть до инаугурации Путина, чтобы выстроить план борьбы за сохранение своих должностей. Напомним, что именно после инаугурации президент намерен вплотную заняться кадровыми вопросами.
Никита Исаев:
«Что касается дальнейшей карьеры глав регионов, которые отвечали за результаты выборов на местах, то внимание заострено сейчас на тех из них, кто находятся в статусе «врио». В большинстве регионов информационная кампания попросту не велась, и молодые технократы фактически выехали за счёт кампании центра. Что им мешало? Одни, помня о судьбе своих предшественников, опасались слишком заметного роста явки, и как следствия, обвинений в использовании «чёрных» технологий. Другие просто пустили все на самотек. Ну а третьи как будто и вовсе намеренно самоустранились от кампании. Однако серьезно готовиться к сентябрьским выборам придется всем, кто настроен сохранить свои должности. «Ответочка» из центра как раз подоспеет в виде прямой конкуренции федеральных политиков некоторым врио.
Тяжелее всего придётся, конечно, врио-варягам. Их не знают в регионах, а времени на то, чтобы привлечь на свою сторону население, у них крайне мало. Не стоит расслабляться и врио, поставленным Кремлём в родные регионы. Народ не проведешь. Запросы на обновление политической системы, на улучшение качества жизни, на здоровую риторику и отказ от популизма, уже сформированы. Нужны конкретные дела, а не обещания и попытки выехать на горбу федерального центра. Сейчас крайне важно оживить политическое пространство».