Косвенным признаком того, что в Крыму происходит что-то этакое, стало отсутствие спикера Верховной Рады Крыма Владимира Константинова (предполагалось, что делегация с полуострова прибудет в Госдуму и примет участие и в этом мероприятии, и в закрытом заседании Комитета по делам СНГ).
«Мы искренне хотим, чтобы Украина скорее нашла выход из кризиса и хаоса»,- заявил спикер Сергей Нарышкин. По его словам, помочь делу может конституционная реформа.
Замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин, сначала ещё раз уточнив, что на Украине произошёл госпереворот «с подачи Евросоюза и США», заявил: «Лозунг единой Европы от Лиссабона до Владивостока больше не годится, надо создавать другое пространство, своё - от Калининграда до Владивостока, включая Китай».
Замминистра иностранных дел Василий Небензя назвал события в соседнем государстве «результатом ошибочной политики Запада по отношению к России и Украине». Страсти поулягутся, сказал он, дипломаты без устали работают над преодолением кризиса, «нам нужна рассудительность и холодная голова». «Не все так просто, на Украине есть Восток на Западе и Запад на Востоке»,- продолжал дипломат.
Трудно сказать, знал ли г-н Небензя о том, насколько холодная голова понадобится российскому МИДу буквально вот-вот...
Политолог Глеб Павловский внес коррективы в определении происходящего: «Перед нами революция, и это значительно хуже переворота, потому что революция дольше развивается и разрушает государство». Причем второй этап революции, который сейчас идёт «по той же логике, что на Западе и в Киеве, фактически стимулировали мы». Радоваться вспышкам «мобилизационного патриотического энтузиазма» не стоит, предостерег он, надо обсуждать общие задачи и четко определить наши цели, а они пока не сформулированы. «К силовому противостоянию с Западом Россия не готова, и мне страшно за нашу систему со слабыми институтами», - сказал он: «не надо кричать «да здравствует революция в Харькове и везде!», потому что если«везде», то и у нас!»
Гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров рассказал, что в России «идёт отчуждение от украинцев как нации, это очень опасный симптом». 10 лет назад только 16% россиян говорили, что между нашими народами больше различий, чем общего, а сейчас такого мнения придерживается 38%.
Первый замгендиректора ИТАР-ТАСС Михаил Гусман предложил самокритично проанализировать, что не сделала Россия и почему, и как так получилось, что Майдан 2004 года был нерусофобский и неагрессивный, а Майдан 2014 года - совсем наоборот. Одна из причин, по его мнению, в том, что российская власть не работала с украинской оппозицией: «Не было полноценного диалога гражданского общества, нормальной культурной политики, было разделение на «наших» и «не наших»...
Глава Россотрудничества Константин Косачёв назвал российскую политику последних лет по отношению к Украине «стратегически правильной», но не свободной от недостатков: «Мы не защитили эту политику и двусторонние отношения от ошибок третьих сил, не выстроили «защиты от дурака». «Катастрофические ошибки власти Януковича настроили пророссийскую часть украинского общества против российской власти, радикальное непонимание нашими западными партнерами и конкурентами в украинском сюжете привело к колоссальной радикализации общества, которая стимулировалась извне». Всё могло быть иначе, если бы Россия строила отношения с Украиной не только на уровне элит, но и на уровне гражданского обществ. Г-н Косачёв тоже считает, что «мы не до конца отдаём себе отчет в том, чего реально хотим достигнуть в украинской политике. «Защитить русских»? «Может, вернуть Крым - теоретически»? Но все ответы, сказал чиновник, «имеют смысл при условии главной стратегической цели: сохранить Украину в качестве дружественного нам государства. В эту цель мы и должны вписывать все наши действия»...
Глава временной рабочей группы Совета по правам человека при президенте по мониторингу за соблюдением прав человека на территории Украины Максим Шевченко считает очень опасным лозунг защиты русскоязычных и русских на Украине: «Великие страны защищают принципы, а не этнические группы». В Крыму Россия «не заметила» крымских татар, сказал г-н Шевченко, которые восприняли «тезис о защите русских как угрозу». А термин «русскоязычные» вообще «непонятный, мутный, опасный, который дает основания подозревать Россию к экспансионизме, чего на самом деле нет»...
Валерий Коновалюк, руководитель Центра антикризисных программ и бывший советник Виктор Януковича (Украина) заявил, что «крымчане выступают за восстановление статуса автономии, который у них был до 1992 года». И Сергей Шахрай, теперь и.о. декана Высшей школы госаудита МГУ, говорил о том, что разрешить противоречия между западом и востоком Украины «без федерализации невозможно»...
Как раз в этот момент Верховный Совет Крыма принимал противоположное по смыслу решение.
Смотрите видео: Беспрецедентная пресс-конференция. Про Украину