КОНСТАНТИН ЗАТУЛИН, директор Института стран СНГ: “1. Я как раз сейчас нахожусь в Симферополе. Делегация ВС Крыма отправилась в Москву. В коридорах совета люди выражают горячее одобрение, то же самое происходит и на площади перед Верховным советом.
Напомню, трижды Совет возвращался к вопросу о референдуме. Он должен был состояться 30 марта. Но вопрос, который был поставлен (о расширении прав Крыма в составе Украины), допускал двусмысленные толкования. Ответ «Нет» мог подразумевать и то, что человек против того, чтобы Крым оставался в составе Украины. И то, что против прежней схемы отношений между Киевом и Симферополем. Поэтому вопросы, безусловно, требовали редактуры. Дело даже не в тонкостях редакции, а в том, что ситуация не стоит на месте. В Крыму уже убедились - новые власти Украины недоговороспособны.
У граждан Украины есть право на проведение референдума. Хотя закон о референдуме так и не был принят. У людей есть право, а реализовать они его не могли. Результат референдума предопределен. Но не будет 100 процентов голосов за вхождение в Россию.
2. Есть разные мнения. Я бы погрешил против истины, дав однозначный ответ. Но волеизъявление народа нельзя ничем заменить. Это создаст ситуацию, когда можно будет вести переговоры, искать компромиссы. Но в основе должно быть уважение к результатам референдума».
АЛЕКСЕЙ МУХИН, гендиректор Центра политической информации: «1. Результаты референдума можно предугадать. В Крыму сильны пророссийские настроения, и решение будет в пользу присоединения. Но все это не значит, что процесс присоединения будет запущен. Речь сейчас больше идет о непосредственной реакции на оформляющееся желание новых властей Киева вступить в НАТО и лечь под МВФ на кабальных условиях.
2. Полагаю, что теоретически вступление Крыма в состав РФ возможно. С политической точки зрения это еще предстоит обсудить. Реакция Запада будет остервенелой и истеричной. Присоединение Крыма к России будет рассматриваться ими как катастрофа.
СЕРГЕЙ МИХЕЕВ, глава Центра политической конъюнктуры: «2. Думаю, реакция России будет сдержанной. В качестве примера можно привести Южную Осетию, Абхазию и Приднестровье. Там неоднократно принимались решения о присоединении к России, звучали обращения к российским властям. Но пока никто из них частью России не является».
Валерий РАШКИН, депутат Госдумы, член ЦК КПРФ: «1-2. Крайне радикальные силы террористического характера не оставят Крым в покое, силовое вторжение радикалов на полуостров неизбежно, если он примет другое решение. И люди это чувствуют, поэтому у меня нет сомнений, что не менее 80% крымчан проголосуют «за» вхождение в Россию. Но помимо решения Крыма должно состояться еще решение России о принятии республики в качестве субъекта РФ. Я считаю, что мы обязаны быстро провести его через Госдуму, СФ, после чего оно должно быть утверждено президентом. Одновременно необходимо решить вопрос о социальных гарантиях и бюджетных расходах, связанных с воссоединением».
Оксана ДМИТРИЕВА, депутат Госдумы (Справедливая Россия): «1. Я — российский депутат и не могу прогнозировать результаты волеизъявления граждан другого на данный момент государства. Лучше скажу о рисках, которые могут возникнуть у России. Я из тех депутатов, которые все последние годы боролся против того, чтобы все нефтегазовые доходы вкладывать в Резервный фонд и Фонд национального достояния и хранить их в иностранных ценных бумагах. Но мы упорно вкладывали деньги в долговые расписки США и некоторых стран Западной Европы. Я была против вступления России в ВТО и полного открытия внутреннего рынка. Я все время выступала против наращивания внешнего частного долга. В условиях экономического и геополитического кризисов все это может представлять большую опасность.
Добавим к этому, и то, что многие наши крупнейшие компании зарегистрированы в иностранных юрисдикциях, и пресловутую сырьевую зависимость России. В итоге в случае, если Запад очень захочет, существует угроза потери катастрофического количества денег. Что касается самых страшных рисков — военных, то я надеюсь, что их не будет».
Смотрите видео: Беспрецедентная пресс-конференция. Про Украину