1. Удастся ли провести выборы президента 25 мая на всей территории страны?
Константин Затулин директор Института стран СНГ, политик, экс-депутат Госдумы: «Я полагаю, что не удастся: на востоке и юге, особенно в Крыму и Севастополе, их или не дадут организовать, или на них не придут избиратели в должном количестве. Ситуация очень неопределенная, она плывет под влиянием энтузиазма победителей, но я убежден: ко вторнику-среде она не только не стабилизируется, но и возникнут новые конфликты, связанные с попытками Киева переназначить глав областей и начальников органов внутренних дел на востоке Украины... Надо, конечно, сказать отдельное «спасибо» Януковичу — ответственность за то, что восток страны оказался не готов к такому развитию событий, лежит полностью на нем. Он не давал развиваться там протесту, боясь, что ситуация выйдет из-под контроля и протест этот обернется и против него тоже, потому что отношение к Виктору Федоровичу в восточных регионах было всегда далеко не однозначным.»
Александр Рар, немецкий политолог : «Это решится в ближайшие пару дней. Если сейчас в Киеве правительство сможет настолько укрепиться, что возьмет под контроль восточные регионы Украины и Крым, причем жесткими методами сделать это сложно, придется идти на компромиссы - выборы пройдут на всей территории страны. Если же в правительство войдут националисты, а восток и юг страны такое правительство не признает, тогда выборы в этих регионах могут не пройти. Но это не означает, что во втором случае президентом Востока и Юга страны останется Виктор Янукович: он в принципе уже исчез со сцены. Человек, который хочет бороться за власть и поддержание ее авторитета, должен постоянно быть на виду, а слухи о том, что он пытался бежать или даже бежал (пусть даже пока это только косвенно подтверждаемые) делают его абсолютным политическим импотентом.»
Глеб Павловский, директор Фонда эффективной политики, политолог и политтехнолог: «Я думаю, до 25 мая разнообразных проблем еще будет много. Дело в том, что решение о президентских выборах выгодно прежде всего нынешнему составу Верховной Рады и не выгодно новым лидерам, полевым командирам Майдана, самым разным силам на Востоке и Юге Украины. И самое главное — людям из “правого сектора» вообще не интересны президентские выборы, им интересно создание низовых институтов контроля за властью и давления на нее... Так что может сложиться противоречивый союз недовольных выборами в лице пассовного населения восточных регионов и активных радикальных националистов. Эти две силы и могут поставить под вопрос сам факт проведения голосования по всей стране.»
2. Какой в нынешней ситуации может быть судьба Виктора Януковича?
Константин Затулин: «Судьба самого Януковича меня волнует лишь в той степени, в какой его отказ уйти в отставку не позволит расползаться дальше этому перевороту. Он себя дискредитировал полностью. В его субботнем телезаявлении мы услышали лишь беспомощные оправдания и жалобы на нехороших людей. Но желание пожаловаться на нехороших людей — это как раз то, от чего должны избавиться не только он, но и все жители восточной Украины... Янукович в кризисной ситуации оказался не то что не на высоте положения — мешок с подарками, полученный им во время президентства, утянул его на дно. Он предал всех: и своих сторонников, и свою команду, и жителей востока и юга Украины, и Россию, и самого себя.
Александр Рар: «Если Янукович попадет в руки правосудия сегодняшнего Киева — его будут судить, и он будет сидеть, как Мубаррак (экс-президент Египта - «МК») за смерти на Майдане. Янукович это знает. С другой стороны, не надо забывать, что на переговорах в конце прошлой недели Запад в лице министров иностранных дел Польши, Франции и Германии пообещал ему, что если он пойдет навстречу оппозиции, его трогать не будут. Так что слово за Западом. Правда, эти соглашения уже отброшены... Понимаете, мы наблюдаем сейчас типичную революцию. Как по учебнику истории. Революции делаются мгновенно, в течение нескольких дней все меняется. А самый главный вопрос всех революций — у кого власть. И мне кажется, что власть почти уже в руках Юлии Тимошенко.»
Глеб Павловский: «Как может сложиться судьба человека, за которым идет охота? Украинский государственный аппарат — предательский по определению, он немедленно переходит на другую сторону при перемене ветра. Януковичу не дали вылететь из страны, когда он хотел — не дали свои же украинские пограничники... Так что если он еще на территории Украины — он, безусловно, в угрожаемом положении.»
3. Какое влияние на развитие событий окажет «фактор Тимошенко»?
Константин Затулин: «Люди Тимошенко уже заняли все ключевые посты, и с этого момента все остальные, и Виталий Кличко в том числе, могут забыть о шансах на президентство, что предвещает некоторую борьбу в лагере оппозиции... Причем Юлия Борисовна продвигает во власть совсем своих, верных, а не тех, кто ее замещал во время пребывания в тюрьме, вроде лидера фракции «Батькивщина» Яценюка. На переходный период, пока не будет установлен контроль над всей территорией страны, Тимошенко будет делать пасы России, но этим не надо обольщаться. Она способна довести до реализации все русофобские идеи, которыми обуреваем «правый сектор». Не убежденный националист по идеологии, она будет «святее папы Римского» из чисто прагматических соображений.»
Александр Рар: «Тот факт, что Турчинов был избран, почти назначен председателем Верховной Рады в то время, когда Юлия еще находилась в тюрьме — прямое свидетельство того, что власть у «Батькивщины», а не у «Удара» Кличко. Кличко даже не было на трибуне, когда говорила Тимошенко!Ему, может, дадут пост министра спорта и поблагодарят за Майдан — это максимум... А она вместе со своей хорошо организованной партией сможет использовать административный ресурс, который у нее будет, если ее назначат премьером, и в условоиях отсутствия кандидата с Востока выиграет выборы. Это один из самых реалистичных сценариев. Тем более что она будет вести избирательную кампанию в инвалидной кампании — в роли жертвы... Конечно, она не победит сразу, будут сложности, но другого равного ей по весу лидера там нет. Самый главный вопрос сейчас — как поведет себя правый сектор, националисты с Западной Украины. Конечно, Майдан они очень хорошо организовали, но насколько их влияние в послемайдановской Украине распространяется на всю страну, как многие утверждают - это еще вопрос.»
Глеб Павловский: «Юлия Тимошенко вносит в развитие ситуации два новых элемента. Во-первых — гигантский политический темперамент, которого нет у старой гвардии лидеров, а вдобавок к нему — политическая хитрость, интуиция и чувство толпы. Но с другой стороны, она сейчас оказалась в чем-то лишней для всех. Было заметно, что часть молодых людей на Майдане и часть полевых командиров ее не принимают, она для них — человек, который хочет завладеть их победой. Конечно, Тимошенко может все же вырвать президентство, но не автоматически.»
4. Какой может быть и должна быть позиция России?
Константин Затулин: «Люди, которые во времена Горбачева и Ельцина привыкли сдавать и уступать, будут говорить, что «надо исходить из реальности», вспомнят, что у Тимошенко были когда-то деловые отношения с Путиным, и т. д., и т.п. Это было бы, конечно, замечательно, но признание результатов выборов 25 мая легитимными окончательно деморализует восток и юг Украины и лишит нас возможности влиять на ситуацию. В одной из телепередач Александр Проханов произнес такие слова: «в этой Украинской Олимпиаде Россия не получила даже бронзовой медали». Лучше не скажешь. При всех усилиях лично президента Путина (я знаю, о чем говорю), конечно, Олимпийские игры отвлекали его от событий на Украине, а вся президентская рать ничего не делала, неделями готовя справки и ссылаясь на отсутствие четких указаний сверху. Инициатива у исполнителей настолько атрофировалась, что просто противно, и в результате мы опаздывали на каждом этапе...»
Александр Рар: «Если Тимошенко завтра подпишет Ассоциацию с Европейским союзом, а Россия будет занимать по этому вопросу такую же принципиальную позицию, как ранее, тогда денег не будет и придется той же Тимошенко опять ехать в Москву торговаться с Россией. В сложнейшей экономической ситуации только на западные деньги страна не выживет, тем более что Запад просто так их не даст, и в обмен Украине придется передать ему часть своего суверенитета. Мне кажется, что Россия тоже после пары дней зализывания ран, когда будет говориться, что «Януковича сдали», а «фашисты захватили власть», тоже осознает новые геополитические реалии. России не выгодно продолжение гражданской войны и распад страны. К тому же власти Германии уже сейчас говорят, что будущее Украины нужно обсуждать вместе с Россией, и возможности международного сотрудничества для стабилизации ситуации не исчерпаны. Политически все возможно. Если, к примеру, ЕС параллельно с переговорами с Украиной об ассоциации начнет серьезные переговоры об экономическом сотрудничестве с Евразийским союзом, о создании общей экономической зоны от Лиссабона до Владивостока, то проблема Украины отходит на второй план — она просто красиво впишется в этот проект, и политическое противостояние уйдет.»
Глеб Павловский: «После довольно бестолковой политики последнего года — грубой и даже в чем-то оскорбительной для партнера (если мы Украину считаем партнером) — мы перешли к отчаянию. Конечно, ряд позиций проиграна, но сейчас надо проанализировать ситуацию, действия МИДа, работу спецслужб, и сделать все, чтобы прежних ошибок больше не повторять. Я не верю в то, что Олимпиада отвлекала президента Путина от украинского конфликта, и это, мол, повлияло на развитие событий. Проблема не в том, было ли у него время, а в том, имел ли он правдивую информацию о происходящем, получал ли он ее из объективных источников, или его мнение формировали люди с лоббистскими интересами. Чрезмерно большое влияние на нашу политику оказывают украинско-русские или русско-украинские бизнесмены... Украинский кейс — очень важный для России, и при правильном подходе он позволит выстроить правильную политику на постсоветском пространстве. Так что не надо отчаиваться.»
Смотрите видео: О Викторе Януковиче. Что будет?