У революции есть свои законы. Толпа быстро загорается, но так же быстро гаснет. Если лидеры не сумели направить энергию протеста в нужное русло и достичь хоть каких-то реальных результатов, то с каждым днем удерживать людей на площади будет все труднее. Вторник был решающим днем, и его итоги оказались не в пользу оппозиции.
Между тем, пока людей на Майдане стало даже больше. Конечно, говорить о полутора миллионах и даже о 700-х тысячах участников просто смешно. Есть расчеты, согласно которым максимальная вместимость площади – около 70 тысяч человек, и это в том случае, если люди займут крыши всех зданий и деревья. Я ни разу не видела Майдан заполненный плотно, так, чтобы люди стояли впритык друг к другу, как в общественном транспорте.
Майдан обустраивается основательно, все больше напоминая стойбище какого-то кочевого племени. Помимо палаток, которые на день убирают, появились деревянные киоски, сделанные в виде домиков. В одних идет прием и выдача теплой одежды. В других раздают спальники, ковры, одеяла.
Утром в среду часть митингующих направилась пикетировать кабинет министров, однако сорвать его заседание не удалось. Премьер Николай Азаров на нем заявил, что поводы для акций протеста исчерпаны. Он подчеркнул, что исполнительная власть на Украине работает бесперебойно. Помимо кабмина, протестующие продолжают пикетировать администрацию президента, хотя сам президент в ней не находится, и Верховную Раду. Правда, пройти к ней теперь не так просто: вся улица Грушевского блокирована спецназом, и даже проход к ней со стороны Институтской перегорожены автобусами с бойцами «Беркута».
Лидеры оппозиции намерены продолжать мирные акции протеста и пикетирование административных зданий вплоть до победы революции. Как заявил Арсений Яценюк, они добиваются от президента подписания указов о роспуске правительства и досрочных президентских выборов. Однако складывается впечатление, что оппозиция уже выпустила инициативу из рук. Если властям удастся в ходе расследования беспорядков на Банковой и разгона Майдана в ночь на 30 ноября доказать, что побоище спровоцировали некие третьи силы, то они сумеют победить.