Олег БОНДАРЕНКО, политолог, управляющий партнер Агентства стратегических коммуникаций:
— О досрочных президентских выборах говорить еще рано. Нужно понимать, что после саммита в Вильнюсе наружу выплеснулось внутриэлитное противостояние. Есть две группы. Первая — «семья», ближайшее окружение Виктора Януковича, вторая — оставшаяся от прежних времен группа Дмитрия Фиртыша, которая связана с Сергеем Левочкиным, главой администрации президента. Группа Фиртыша в связи со своими бизнес-интересами выступает более евроинтеграционной, группа Януковича ориентируется на себя саму и преумножение своих капиталов. Внешние олигархи, не связанные с «семьей», дистанцируются от Януковича, но неясно, к кому они примкнут. Речь идет о том, кто будет гарантом финансового суверенитета украинских олигархов. Возможно, сделают ставку на новые выборы и на революцию.
Однако я не думаю, что даже вчерашние беспорядки вынудят Януковича подать в отставку. Он будет делать все для сохранения собственной власти, хватка у него волчья. На данный момент скорее просматриваются не президентские, а досрочные парламентские выборы. Они могут пройти как референдум за или против евроинтеграции, соответственно, вся оппозиция, которая будет жестко выступать за евроинтеграцию, может собрать большинство, а Партия регионов останется не в самом лучшем положении. Возможно, что оппозиция инициирует возвращение политреформы 2004 года, после которой Украина вообще была парламентско-президентской республикой, где премьер-министр целиком и полностью зависел от Верховной рады и от наличия или отсутствия коалиции в ней. Пока решение улицы вторично, но Украина такая страна, где может все поменяться. Ведь власть непоследовательна, сдает своих же. На следующий день после разгона «Беркутом» «евромайдана» власть завела уголовные дела на отдельных беркутовцев за превышение служебных полномочий. Вопрос: что, «Беркут» в следующий раз побежит защищать Януковича? Сомневаюсь.
Константин БОНДАРЕНКО, директор Института украинской политики:
— Вопрос еще пока не решен, непонятна процедура этих досрочных выборов. И еще у нас очень странно молчит сам президент. Виктор Янукович не появляется, ничего не говорит и не предпринимает. Оппозиция сегодня поднимает вопрос прежде всего об отставке правительства. Отставка правительства и парламентский кризис приведут к переформатированию парламента. Уже начался выход людей из фракции Партии регионов — их более 30 человек, они могут создать свою фракцию, начать переговоры с нынешней оппозицией о том, чтобы создать новый формат большинства. Если в парламенте произойдут тектонические сдвиги и оппозиция получит еще 40–50 «штыков» и фактический контроль над Радой, то парламентские выборы станут просто не нужны. После этого может быть поднят вопрос о возвращении Конституции 2004 года и превращении Украины в парламентскую республику.
Из нынешних оппозиционных лидеров Тягнибок и Кличко на пост премьер-министра не подходят, а Яценюку не дадут выдвинуться его коллеги по оппозиции. Так что скорее всего премьером мог бы стать некий абсолютно аполитичный бизнесмен.
Очевидно, это будет предложение оппозиции Януковичу. Тогда он не будет мешать оппозиции, и до 2015 года его могут оставить в покое. Но Янукович не кажется мне человеком, готовым идти на компромиссы, он не будет идти на любые уступки или унижения. Это человек упрямый и самоуверенный, который может сказать жесткое «нет» как Брюсселю, так и Москве. Думаю, он также может сказать жесткое «нет» и оппозиции. В этом случае ситуация может зайти в глухой угол, и акции протеста могут стать более радикальными.
Виталий ПОРТНИКОВ, украинский журналист и публицист:
— Процесс политического диалога еще не начался. Обнадеживающим моментом является то, что Майдан был не разогнан в ночь на понедельник. Я имел информацию, что такой вариант обсуждался на уровне высшего руководства страны. Отрадно, что хватало ума не повторять ту ошибку, которая была сделана за несколько дней до этого. Потому что на Майдан вышло очень много аполитичных людей, возмущенных тем, что произошло в субботу, и, кстати, это тест на европейскую сознательность европейского общества: люди готовы себя уважать и защищать.
Думаю, что путь политического компромисса — единственно возможный в сложившейся ситуации. Думаю, что наилучшим вариантом было бы переформатирование парламентского большинства, потому что, насколько я знаю, многие депутаты от Партии регионов возмущены тем, что произошло. Новое большинство могло бы при согласии президента сформировать правительство национального единства, которое подписало бы соглашение об ассоциации с ЕС, тем самым раз и навсегда поставив точку в вопросе нашего геополитического выбора.
А затем, я уверен, надо возвращаться в правовое поле. Для меня это возвращение к конституционному пространству до 2010 года. Потому что мы сейчас живем по Конституции, редакция которой действует исключительно по решению КС страны, что нелегитимно, потому что менять Основной закон может только парламент, а парламент не голосовал после решения КС. Надо сделать высшим должностным лицом в стране премьер-министра, тогда вместо внеочередных президентских выборов можно было бы заняться созданием модели, чтобы избегать в будущем таких ситуаций. Для меня таким выходом был бы перенос выборов главы государства в парламент, с тем чтобы вообще избежать президентских выборов 2015 года. Останется ли в таком случае главой государства до 2015 года Янукович — это вопрос политических переговоров.