Ситуацию в Киеве Погребинский обрисовал так: «Мы стали свидетелями столь массовых волнений впервые с 2004 года. Люди соскучились по протесту и охотно вышли на улицу, когда появился достойный повод. Но акция выходит из-под контроля организаторов: радикальные националисты открыто совершают хулиганские действия, возле здания правительства происходят боестолкновения с использованием слезоточивого газа и взрывпакетов».
Мотив толпы описал директор Центра прикладных исследований «Пента» Владимир Фесенко: «И власть, и оппозиция все последнее время завышали ожидания от соглашения с ЕС: мы сами многое не можем, но когда придет Запад — он все за нас сделает. И сейчас у части общества настроения, как у ребенка, которому показали игрушку, но не купили. Все эти годы люди не выходили потому, что не доверяли оппозиции так же, как и власти. А сейчас появился мотив: они вышли не за оппозицию, а за Европу».
Погребинский уверен, что в последние месяцы социологи давали фальсифицированные данные опросов, которые указывали, что за интеграцию с ЕС 60%, а за таможенный союз с Россией — 15%. «На самом деле — 50 на 50, да и власть хочет по максимуму брать и у России, и у Европы».
Чем же сердце народа украинского успокоится? «Я только что смотрел пятый украинский телеканал. Там сейчас идет реклама итальянских матрацев, а не трансляция с улиц, значит никакой революции не будет», - уверен россиянин, замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. «Я думаю, что после саммита 29 ноября, Янукович продолжит торг с ЕС, а протесты пойдут на спад», - солидарен с ним московский коллега Сергей Михеев.
«Уверен, что «евромайдан» не повлияет на решение Януковича отложить подписание договора с ЕС. Логика Януковича — никогда не уступать оппозиции: сегодня уступишь - завтра потеряешь власть. Сложная задача стоит пред оппозицией: как с достоинством и не потеряв лица завершить акцию», - говорит Фесенко.
«От Януковича можно ожидать всего. Он способен в последний момент запросто взять, да и подписать соглашение, если на саммит европейцы привезут чемодан с форс-мажорными миллиардами и перестанут требовать перевода Юлии Тимошенко на лечение в Европу, - считает украинский политолог Владимир Скачко. - Но, вероятнее всего, мы придем к трехстороннему соглашению Украина — Россия — ЕС. В Европе уже начинают понимать, что для нее будет благом, если часть расходов на Украину возьмет на себя Россия».
Фесенко не разделяет конспирологической версии о том, что революции делаются на американские деньги: «Деньги тоже могут присутствовать, но без предпосылок они ни на что не могут повлиять». А Погребинский считает что если в стране есть свободные выборы, то вкладываться в революции просто бессмысленно.